Вот уже несколько месяцев сохраняется напряженная ситуация на крупнейшем химическом предприятии России – самарском «Тольяттиазоте», работники которого провели перед резиденцией полпреда в Нижнем Новгороде митинг против попыток захвата завода. По словам организаторов акции, неоднократные обращения работников ОАО «Тольяттиазот» к областным властям не дали результата. Поэтому митингующие приняли решение обратиться за помощью к бывшему прокурору Башкирии, нынешнему полномочному представителю президента РФ в ПФО Александру Коновалову.
Который месяц подряд предприятие подвергается обыскам, вооруженным проникновениям и попыткам захвата. Как считают на заводе, инициатором недружественных действий, направленных на дестабилизацию ситуации, являются профессиональные рейдеры, задача которых - любой ценой захватить предприятие.
Член фракции «Единая Россия» и Комитета Госдумы по труду и социальной политике, депутат от Тольяттинского округа Анатолий Иванов считает, что за попыткой захвата предприятия «стоят компании, близкие к известному российскому олигарху Виктору Вексельбергу».
Слова рабочих «Тольяттиазота» на нижегородском митинге были услышаны, и руководство компании «Ренова», которой владеет В.Вексельберг, были вынуждены признаться в интересе к химическим активам. Представитель “Реновы” Андрей Шторх заявил, что «Ренова» стала одним из учредителей Synntech Group, возглавляемой экс-президентом “Еврохима” и бывшим заместителем губернатора Республики Коми Николаем Левицким. Сотрудничество Николая Левицкого и Виктора Вексельберга началось еще два года назад: в республике Коми расположено крупнейшее месторождение Тиманских бокситов, здесь же нужно было построить завод по их переработке.
Являясь наблюдателями происходящего сегодня на «Тольяттиазоте», участники химического рынка узнают стиль работы Николая Левицкого, несколько лет назад создавшего аналогичными методами химическую компанию «Еврохим» для группы МДМ. В интервью «Ведомостям» один из экспертов рынка напомнил, что «в 2001 году на полгода был посажен за решетку гендиректор "Невинномысского азота" Виктор Ледовской, сопротивлявшийся переходу предприятия под контроль группы «Еврохим», еще год спустя при схожих обстоятельствах с контролем над новомосковским "Азотом" простился Александр Зуев”.
Стоит отметить, что еще до событий на «Тольяттиазоте», в начале лета 2004 года Николай Левицкий сделал от лица Виктора Вексельберга предложение владельцам компании «Фосагро» о покупке их компании. Левицкий получил отказ, и уже в августе того же года налоговая инспекция по Мурманской области начала искать у ОАО «Апатит», которым владеет «Фосагро», недостачу в выплате налогов за 2001 год. В свою очередь и «Фосагро» не осталось в долгу, прекратив в 2005 году поставки сырья на Пикалевский глиноземный завод в Ленобласти (группа «СУАЛ» В.Вексельберга). Этот завод стоит уже полгода.
Многочисленные претензии силовых и фискальных органов к «Тольяттиазоту» возникли вскоре после покупки компанией Synntech 10-процентного пакета акций ТОАЗа, вероятно, это тоже совпадение, как и аналогичные претензии к ОАО «Апатит».
А буквально вчера в «Корпорации ВСМПО-Ависма» началась внеплановая налоговая проверка за 2003-2004 годы. Характерно, что проверка происходит сразу после начала судебного конфликта с «Реновой» из-за 13,4% акций корпорации, который произошел в октябре этого года. Возможно, это тоже совпадение - так же, как с ТОАЗом и «Апатитом»?
Вот, что говорит Артем Тарасов, первый советский легальный миллионер, в 2002-2005 гг. работавший в компании «Ренова» В.Вексельберга, но затем уволенный: «Сама «Ренова» сегодня под сильной реструктуризацией, хотя многие из менеджеров, удачно приспособившись, остаются в новой ее структуре на прежних или аналогичных местах. Я никогда не был приспособленцем и абсолютно уверен, что от таких людей никакого толку нет. Боюсь, что политика «Реновы» - с теми же менеджерами - не изменится. Их будут по-прежнему интересовать только проекты, которые через 7 месяцев дают прибыль. С такой философией построения бизнеса перспективы нет. Хотя, конечно, если российская экономика все еще позволяет покупать дешевые предприятия и их тут же перепродавать более выгодно, почему бы только этим не заниматься?»
А тем временем Н.Левицкий открыто анонсирует планы недружественных поглощений – в ближайшие пять лет его Synntech планирует потратить на создание нового химического холдинга не менее $2 млрд.
Но пока единственным активом Synntech являются около 10% акций “Тольяттиазота”, которые, согласно рыночной оценке, могут стоить не более $60 млн. То есть речь идет о затратах менее десятой части запланированных инвестиций, а сколько проблем уже возникло у стабильно работающего отечественного химпрома.
Простая арифметика подскажет, скольким еще стабильно развивающимся, прибыльным, исправно отчисляющим налоги предприятиям химической промышленности предстоит пережить «предложения» Николая Левицкого и структуры, в чьих интересах он действует.
С момента «наезда» Н.Левицкого (под шумок юкосовских событий и дела «Апатита») на «Фосагро» прошло уже полтора года, и атака полностью отбита. «Тольяттиазот» - цель явно поменьше, но похоже, что и она Вексельбергу –Левицкому не по зубам. Главный акционер «Тольяттиазота» Владимир Махлай участвовал во многих корпоративных войнах. Достаточно вспомнить его длившийся 12 лет конфликт с Николаем Ольшанским, владельцем ОАО «Россошанские минудобрения». Этому предприятию В.Махлай 12 лет не давал допуска к экспортному аммиакопроводу, идущему из Тольятти в украинский Ильичевск. В.Махлай допустил к трубе предприятие Н.Ольшанского только после того, как сам аммиакопровод стал ему не нужен. В порту Тамань (Краснодарский край) В.Махлай практически достроил, несмотря на сопротивление губернатора А.Ткачева, экспортный терминал для перевалки аммиака.
После провала проекта по поглощению «Тольяттиазота» судьба Николая Левицкого может сложиться по тому же сценарию, что и карьера Артема Тарасова в «Ренове».
Наша справка:
ОАО «Тольяттиазот» - крупнейший российский производитель и экспортер синтетического аммиака. Уставный капитал – 97115506 рублей. Выпуск аммиака в 2004 году - 2156,2 тысяч тонн (рост на 29,3%), азотных удобрений в пересчете на 100% азота - 360,8 тысяч тонн, метанола - 387 тысяч тонн.
Андрей Брусенцов