ЗАО «Атомстройэкспорт» планирует прекратить работы на площадке АЭС Белене. Тем не менее, компания стремится к реализации проекта. Об этом сообщила представитель ACЭ Ольга Цылева. «Мы выполняем все обязательства по проекту, несмотря на неопределенность болгарской позиции», - сказала она. «Неопределенное положение болгарского правительства по отношению к будущему АЭС «Белене» заставляет нас остановить всю деятельность по этому проекту, хотя мы продолжаем поддерживать его», - добавила Цылева. Она подчеркнула, что российская компания вынуждена нести расходы по содержанию площадки и технического персонала, работающего на месте. Цылева заявила, что компания сокращает число своих работников на строительной площадке АЭС «Белене». Стоит отметить, что ранее власти Болгарии высказались за «перенос» реактора, предназначенного для АЭС «Белене», на АЭС «Козлодуй».
Атанас Тасев, профессор, эксперт по энергетике Неправительственной организации «Болгарский атомный форум» («Булатом»):
Атомстройэкспорт выполняет все взятые на себя обязательства – и это самое важное. По поводу переустановки реактора, изготовленного для АЭС «Белене», на АЭС «Козлодуй», приведу мнение наших экспертов, которое заключается в том, что только теоретически это сделать можно, но это означает откладывание сроков: необходимо время на проектирование, сертификацию площадки и прочее. Если с сегодняшнего дня решат перенести реактор от «Белене» на площадку «Козлодуя», то они смогут сделать это минимум через 12 лет. Это есть в официальном докладе комиссии ядерного регулирования, которая говорит, что все процедуры по сертификации площадки – это минимум 5 лет. А сегодня директор АЭС «Козлодуй» тоже озвучил эту цифру – 12 лет. То есть, перенос площадки на «Козлодуй» нельзя обосновать никакими экономическими показателями, это бессмысленно.
Когда мы отказались от чешского проекта реактора, который потом продали на Калининскую АЭС, то пришлось полностью разрушить старое здание до основания. Перенести проект на площадку «Козлодуя» - это значит всё начинать заново: строить здание, делать основание и так далее, и тому подобное. И на это уйдет 12 лет. По нашему законодательству, которое подчиняется европейскому, даже если бы у нас вернулся бы Тодор Живков (у нас все в руках одного человека - это не парламентская республика, не парламентская демократия), то все равно понадобилось бы минимум 5 лет, потому что законодательство в области ядерной безопасности на территории Европы очень серьезное.
«Вестингауз» со своим проектом АЭС АР-1000 не может получить лицензию на территории Европы, потому что в ЕС очень строгие критерии - минимум 5 лет. Добавьте потом еще несколько лет бюрократических процедур и потом строительство, и итого получается 12 лет, если мы хотим реализовать проект на площадке АЭС «Козлодуй».
Есть разница между высказываниями экспертов и высказываниями политиков. Политики очень сильно корректируют экспертные знания, и тогда появляется какой-то политический уклон. По условиям демократии для того, чтобы определить, где правда, надо выслушать и политиков и экспертов, но скорее всего, правда будет на стороне экспертов. А политики - они великие люди, они смотрят далеко вперед и искажают реальные данные, которые существуют на сегодняшний день. Также считаю, что у АСЭ было недостаточно коммуникации с общественностью Болгарии. Атомстройэкспорт поступил профессионально с точки зрения строительства атомной станции, но не учел того, что в Болгарии, которая является членом Европейского союза, надо совершенно по-другому общаться с общественностью.