будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Август 10, 2010
Архив проектов
Бариш Катинка

Большая игра Восточной Европы

Соединенные Штаты покидают территорию бывшего Советского Союза; Евросоюз лишь стремится к тому, чтобы к нему там стали относиться серьезно. Значит ли это, что Россия теперь вольна наращивать влияние в соседних с ней странах? Необязательно: ситуация в регионе сложилась непростая.

4-5 июля 2010 г. Хиллари Клинтон посетила Южный Кавказ, чтобы в очередной раз показать Грузии, Армении и Азербайджану, что Вашингтон не отвернулся от них, увлекшись «перезагрузкой» отношений с Россией. Тем не менее, в этих странах сейчас крепнет ощущение, что США теперь заинтересованы в них гораздо меньше, чем во времена правления Джорджа Буша-младшего и Билла Клинтона. Точно так же и многие жители Центральной Азии почувствовали, что администрация Барака Обамы уделяет им мало внимания – за исключением тех случаев, когда они могут послужить стартовой площадкой для самолетов, направляющихся в Афганистан. Вероятность членства в НАТО для Украины и Грузии приблизилась к нулю.

Внимание Америки теперь большей частью направлено на иные объекты. Но у Евросоюза в этом регионе опорных пунктов практически нет. Проводимая Евросоюзом «Политика соседства» оказалась весьма неэффективной, а организованное в мае 2009 г. «Восточное партнерство» пока не успело добиться заметных результатов. Украина всё еще переживает, что ЕС так и не предложил ей в перспективе присоединиться, а теперь, после того, как на выборах в январе-феврале 2010 г. победил Виктор Янукович, она, кажется, начала сближаться с Россией. Молдавия, наоборот, проявляет небывалый энтузиазм по поводу сближения с ЕС; пусть в Брюсселе этим мало кто заинтересовался, но это не ускользнуло от внимания других столиц.

Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии не пользовалась политической поддержкой и была непоследовательной. И там, и на Кавказе ЕС – сравнительно новый игрок; его обычная манера экспортировать свои нормы и ценности и на них строить двусторонние отношения не встретила здесь радушного приема. Кроме того, внешнеполитический аппарат ЕС сейчас находится в состоянии бюрократического паралича, что тоже не приносит пользы делу.

Хитросплетения

Теоретически, пренебрежительное отношение Америки и слабость ЕС могли бы развязать России руки, чтобы она занялась укреплением «сферы привилегированных интересов», как это любит называть Дмитрий Медведев. Конечно, Россия старается это сделать. Но результаты, в лучшем случае, фрагментарны.

Очевидно, что Россия – самая богатая страна в регионе, и у нее самое многочисленное население; но далеко не факт, что у нее есть возможность распространить свою власть на «ближнее зарубежье». Ее инструменты влияния внушали страх только до тех пор, пока они действительно не пошли в дело. Тогда оказалось, что некоторые из них притупились. (см.: «Российская зона ответственности» Федора Лукьянова).

В августе 2008 г. Россия задействовала в Грузии вооруженные силы, и это неожиданно дало результат, обратный желаемому: даже самые надежные союзники Москвы начали искать способы, чтобы меньше зависеть от своего соседа, который стал угрожающим и властолюбивым. Белоруссия обратилась к Евросоюзу, Армения начала переговоры с Турцией, и ни одна из советских республик так и не последовала примеру Москвы и не признала независимость Абхазии и Южной Осетии (см.: «После войны: принимая реальность в Абхазии и Грузии» Нила Ашерсона).

Россия регулярно использовала торговые запреты и другие средства экономического давления на своих соседей, особенно на тех, кто поменьше (вроде Грузии и Латвии), – когда собственные деловые интересы России сталкивались с ограничениями. Но, пожалуй, ни в одном из случаев Россия с помощью экономических санкций не добилась того, чего хотела. В странах, пострадавших от этих санкций, компании стали усиленно искать для себя новые рынки и источники инвестиций, благодаря которым они могли бы в перспективе преодолеть зависимость от России. Более успешной оказалась другая стратегия Москвы – прямой контроль над местными предприятиями: например, в Армении некоторыми отраслями (в частности, банковским делом и транспортом) руководят российские компании. Пока неизвестно, каким образом это можно будет использовать в качестве политического рычага.

Таким образом, энергетика остается наиболее надежным инструментом в российской политике соседства. Россия использовала программы трубопроводов, ядерные проекты, цены на газ и транзит нефти, чтобы вынуждать соседние страны делать то, что она хочет. Но и здесь успехи России неоднозначны. В Белоруссии и Украине Россия стремится получить контроль над транзитными трубопроводами. Недавние трения между Белоруссией и Россией по поводу цен на газ и платы за транзит указывают лишь на то, что у Минска нет выбора: когда Александр Лукашенко заявил, что он будет покупать газ у Венесуэлы, это было не более чем символическим жестом. В Украине Россия предложила снизить цены на газ и таким образом добилась продления договора о пребывании Черноморского флота в Севастополе. Кроме того, ее давление на Киев принесло плоды хотя бы в том, что рассматривается вопрос о частичном слиянии двух газовых монополий этих стран – «Газпрома» и «Нафтогаза», – благодаря которому Москва смогла бы эффективно контролировать украинские транзитные трубопроводы (создании совместного предприятия – «Полит.ру»).

Недостаток внимания

На Кавказе и в Центральной Азии ситуация значительно отличается: здесь страны, добывающие энергоресурсы, располагают некоторым пространством для маневров, так как они могут укреплять связи с Китаем, Ираном и Турцией. Туркмения в декабре 2009 г. открыла большой газопровод, транспортирующий газ в Китай, а в июне подписала еще один договор о газопоставках – на этот раз с Ираном. Это привлекло внимание международных нефтяных гигантов, которые стали помогать в строительстве внутреннего трубопровода, благодаря которому в какой-то момент можно будет переправлять туркменский газ с огромного месторождения в Иолотане на побережье Каспийского моря, а оттуда – в Европу. Прежде Туркмения обещала, что этот трубопровод построит Россия, которая затем будет покупать и значительную часть газа. Азербайджану Россия предложила купить весь газ с нового месторождения Шах-Дениз-2, от чего он с презрением отказался и пообещал продавать этот газ Турции и Европе. Россия пытается расстраивать проекты вроде «Набукко», чтобы заблокировать каспийские газопоставки, но эти старания выглядят всё более жалкими.

Ни предположительный уход США, ни неэффективность политики ЕС в регионе до сих пор не сыграли на руку Москве. Россия (так же, как ЕС и другие игроки в регионе) должна бы уже понять, что страны бывшего СССР не представляют собой однородного единства. Среди них есть самоуверенные и состоятельные поставщики энергии – например, Азербайджан и Казахстан – и бедные, раздираемые внутренними конфликтами страны вроде Молдавии и Армении. В одних местах Россия может сбивать с толку и заставлять, в других ей придется упрашивать и угождать. Все государства в регионе только выиграют, если они будут меньше зависеть от России – как в плане торговли и энергетики, так и в политике. Пусть Вашингтон теперь уделяет мало внимания региону; Евросоюзу следует взяться за дело с удвоенной силой, но в то же время особо учитывать особенности ситуации в каждой стране.

Катинка Бариш (Katinka Barysch) – заместитель директора в Центре европейской реформы (Centre for European Reform).

Бариш Катинка
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).