БУМАЖНО-НЕФТЯНОЙ ПЕЙЗАЖ, ИЛИ О ТРЕТЬЕЙ МОДЕЛИ ХОЗРАСЧЕТА
поэзия реорганизаций
Баталии вокруг будущей государственной нефтяной компании продолжаются. Вчера Минтопэнерго должно было представить правительству окончательные рекомендации по схеме слияния трех -ОНАКО, Роснефти и Славнефти - в одну. Судя по итогам позавчерашних совещаний в Минтопэнерго и сегодняшнему интервью первого замминистра Сергея Чижова газете "Время МН" правительству на выбор предложены три варианта: создание на базе трех сливаемых новой единой структуры, вливание двух младших в знаменитую "Роснефть" или - формирование холдинговой компании, которая объединит госпакеты акций всех трех. Собственно, те же самые варианты перебирались в разговорах реорганизаторов и месяц назад, а потому судя - никакого определенного решения пока не принято. Вот и Маслюков вчера, отвлекшись от вопросов макроэкономики, дал в информационный эфир житейски мудрый совет: спешить не стоит. - Очевидно, что идут тяжелые позиционные бои.
Второй фронт чиновничьих эволюций открылся вокруг вопроса о создании нефтегазового министерства, явления которого возжелали вдруг на недавнем совещании в Минтопе вице-премьер Булгак и президент ЛУКОЙЛа Алекперов (о том заседании). - Все это организационно-реорганизационное нетерпение имеет под собой некую общую логику. А длительное многоголосое пережевывание схем и вариантов - фонит и вытесняет гораздо более существенный вопрос: а зачем, собственно, создается эта нефтяная государственная суперкомпания? что с этого будет?
учет и контроль
Оно, как бы, кажется естественным в контексте общей логики правительственных деклараций и принципов. Выражения "усиление контроля" и "присутствие государства" стали уже привычными и ключевыми формулами и девизами всех правительственных начинаний и их информационного сопровождения. Формулы, несомненно, актуальные, популярные и по-своему аккуратные. Ибо, собственно говоря, требование "усиления контроля" государства за своей собственностью декларировано было задолго до формирования нынешнего кабинета. - Так, к примеру, схема консолидации принадлежащих государству пакетов акций в единую управляющую холдинговую компанию - это вполне в духе идей и намерений, провозглашенных еще правительством Кириенко, правительством, пытавшимся реализовать идею государства как эффективного менеджера.
Однако цели, которые ставит сегодня перед собой правительство, - сильно отличаются от летних, кириенковых. В рассуждениях правительственных чиновников и околоправительственных хозяйственников о достоинствах объединения и укрупнения тема получения прибыли на принадлежащие государству акции почти не звучит. Речь идет о гораздо более существенном: о необходимости продуманной политики инвестиций в нефтедобычу и разработку новых месторождений, без которых нам вскоре придется импортировать нефть, об обеспечении внутренних, бюджетных топливных нужд, "северного завоза", чтоб не замерзли люди, и так далее. - Попробуй возрази: что хочешь, чтоб замерзли люди.
Иначе говоря, тезис "усиление контроля и роли государства" подразумевает антикризисную, по сути, мобилизационную - в соответствии с остротой ситуации - идеологию. Центральное место в правительственной риторике занимают именно мотивы предотвращения маячащих перед разными отраслями народного хозяйства по отдельности и перед экономикой в целом катастроф. За эту героическую борьбу с многочисленно надвигающимися катастрофами правительству многое прощается.
какой холдинг не хочет стать "Газпромом"
За вдохновенными рассказами энтузиастов государственного нефтехолдинга, объясняющими как создаваемая компания будет разведывать и разрабатывать новые нефтедобывающие провинции, облегчать жизнь бюджетникам и реальным производителям, обеспечивать северян и прочая - за этими рассуждениями исключительно пресс-конференционного назначения стоит, на самом деле, одна искренняя мечта - это мечта о "Газпроме".
Схема, позволяющая "Газпрому" за счет газоэкспортной монополии и успешной экспансии на мировых рынках кредитовать большую часть внутреннего потребления газа, а к тому ж - и не плохо сводить концы с концами, постоянно намагничивает государственные умы и видится как едва ли не единственное ноу-хау в зазоре между гордо и патриотично отвергнутым экономическим рационализмом и слишком опасным и быстротекущим лево-академическим иррационализмом.
(В сущности, распространение той же "схемы Газпрома" на подведомственную ему вторую энергетическую монополию пропагандирует сегодня и Анатолий Чубайс, мечтающий получать деньги от экспорта электроэнергии и расшить с их помощью мертвую петлю неплатежей на внутреннем рынке.)
Вообще, надо сказать, что в контексте правительственного политэкономического мировоззрения это равнение на "Газпром" более чем естественно и логично. "Газпром" является фактически единственным успешным и в некотором смысле образцовым опытом по созданию госкапитализма в России. Именно поэтому, и не взирая на то, что государство давно и неприметно лишилось контрольного пакета, с таким единодушием и энтузиазмом в Думе любят повторять: мы говорим Газпром - подразумеваем Россия, мы говорим Россия - подразумеваем Газпром.
ищите краник, чтоб координировать
Однако "Газпром" является действительным монополистом, имеющим огромный и устойчивый рынок, а ситуация на нефтяных рынках, напротив, такова, что приятные рассказы об обеспечении производителя, бюджетников, северян и еще продуманной инвестиционной политике годятся лишь для пропагандистских пресс-конференций. Это прекрасно понимают, конечно, и сами госнефть-энтузиасты, а потому в их рассуждениях вполне настойчиво звучит мысль о том, что своей государственной нефтяной государство обязано создавать определенные привилегии. - Вот это уже дело.
Контур этих привилегий тоже стал проступать из тумана весьма быстро. Вот, к примеру, несколько дней назад орган с угнетающим названием - Межведомственная комиссия по вопросам использования системы экспортных трубопроводов и морских терминалов - пришел к выводу, что в этих самых "вопросах использования", в соответствии с духом времени, также следует навести порядок и усилить государственную роль, а соответствующее "Временное положение" по этому вопросу, возлагающее таковую координацию на частные компании, следует пересмотреть в сторону более основательную, контрольно-укрепительную.
Речь, иными словами, идет о том, что контролировать и координировать движение нефти сквозь трубу и морские терминалы в сторону Запада государство снова хотело бы само. Или, еще проще - о возвращении в той или иной форме к практике административного регулирования квот на нефтеэкспорт, знаменитого института спецэкспортеров. - И, кстати, видимо, все тот же ветер вдохновлял и Булгака с Алекперовым, заговоривших о возрождении нефтяного министерства. Ибо чем же и заниматься такому министерству как не координировать?! - Спор, по всей видимости, идет лишь о том, кто и как будет краники (т.е. трубу и терминалы) и, соответственно, возможность экспорта координировать.
Резоны для усиления контроля, которые правительство сможет предложить хорошо уже подготовленной и восприимчивой общественности, вполне очевидны и до боли привычны: усиление контроля за возвращением валютной выручки, которая все никак не хочет течь обратным путем на спецсессию в полном объеме, координация объема экспорта в условиях падения мировых цен и - как всегда - необходимость удовлетворения внутренних (бюджетных) топливных нужд, благо посевная близко, а за ней почти сразу - уборочная и северный завоз. - Оно все как бы и логично и дополняется неформальными преимуществами регулирования в преддверии выборных кампаний.
смелее внедряйте передовой опыт во всех сферах народного хозяйства!
Распространение передового опыта "Газпрома" приобретает подзабытые формы всероссийкого порыва. - Вот уже и производители бумаги объединяются в некоторое РАО (Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности), возглавит которое - кто бы мог подумать! - глава ликвидированного в прошлом году Гослеспрома тов. Чуйко.
Задачи ассоциации самые благородные и продиктованы жесткими реалиями дефолтной жизни. - Дело в том, что четырехкратная девальвация рубля и критическое сокращение внутреннего платежеспособного спроса нанесли огромный удар внутреннему рынку: производители стремятся переориентироваться исключительно на экспорт, а потребители (в особенности газетчики) не выдерживают роста цен, о чем в свою очередь телеграфируют правительству.
В этой ситуации создаваемое РАО, понимая все значение гласности, и предлагает правительству определиться с тем, сколько газетной бумаги для этой гласности стране нужно, готово эту нужду героически покрыть, но взамен, естественно, просит лишь предоставить, коли нет живых денег, налоговые экспортные льготы. - Схема, как видим, один в один повторяет нефтяную: экспорт (живые деньги) - налоговые льготы - товарный кредит под правительственные нужды. И опять приятная предвыборная деталь: это ж правительство будет собирать с газет заявки на льготную гласность!
экономика налогового торга, или ползучий гад социализма
Однако тенденция. В каждом случае возможность зарабатывать живые деньги экспортом обуславливается патриотическим обязательством параллельно кредитовать внутреннего потребителя, который по понятным причинам не может оплачивать жизненно необходимое ему сырье. Во втором отделении, правда, выясняется, что поставщик не будет не только платить налоги с этих бесплатных поставок (ну - натурально! ср. историю того ж "Газпрома"), но и нуждается в некоторых налоговых послаблениях более широкого профиля под угрозой собственной конечной деградации.
Ну, а так как он не какой-нибудь хапуга-капиталист, а страдание приемлет из патриотизма и под полным или частичным государственным контролем, то и понимание в правительстве под песню "нельзя резать курицу, на которой сидишь" - всегда найдет. - Однако сокращая таким образом из сугубо патриотических соображений и жесткой необходимости собственные налоговые поступления, государство вынуждено на следующем этапе плотнее контролировать все новых и новых производителей, заставляя и их поставлять на госнужды бесплатных труб, колеса, гвозди, провиант...
Вот тут в Думе было, что папаша Зю и прочие вредители-мужчины при утверждении "сверхжесткого" бюджета сокрушались: как это так весь бюджет страны - $20 млрд., чуть ли не как у маленькой Финляндии?! Это ж нонсенс! Не хочешь, а - поверишь, что Чубайс уворовал. - Однако папаше Зю следовало бы знать, что достижения социализма и государственно-мыслящего патриотизма в миллиардах долларов не меряются, а меряются в них исключительно, каким-то мистическим образом, достижения капитализма. Так что невнушительный бюджет (в котором и 20 никаких миллиардов нет, ибо курс 21,50 был пройден в декабре) лишь отражает место и роль денежной несоциалистической экономики в сегодняшней России. - И глупо как-то дядя вам ратовать за ее увеличение!