будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2010
Архив проектов

«Человек либо совершает преступление… - и тогда он подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьями УК; либо не совершает его – и тогда его поступки законны и правомерны»

9 июляГосударственная Дума приняла во втором чтении законопроект,  наделяющий ФСБ правом использовать в целяхтак называемой профилактики (т.е., для предотвращения еще не совершенныхпреступлений) новый рычаг воздействия:  предостережение,выносимое органами государственной безопасности «физическим лицам», т.е.,отдельным гражданам.

На самом делев профилактике преступлений, в том числе и тех, которыми занимается ФСБ, нетничего нового. О профилактике как основном направлении работы КГБ впервыезаговорил еще Н.С.Хрущев на ХХIсъезде КПСС; профилактике уделено значительное место в «основополагающем»приказе Председателя КГБ А.Шелепина «О задачах органов государственнойбезопасности» от 15 июля 1959 года. А спустя еще 13 лет, 25 декабря 1972 года.Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О применении органамигосударственной безопасности предостережения в качестве меры профилактическоговоздействия». Предостережение объявлялось лицам, совершившим «антиобщественные действия, противоречащие интересамгосударственной безопасности СССР, если они не влекут уголовной ответственности».Трудно вообразить, чтобы Указ от 25 декабря 1972 года помог предотвратить хотябы одно реальное преступление. Однако нам известны многие десятки случаев,когда «предостережение» выносилось инакомыслящим советским гражданам, каким-то образом публично проявившим своеинакомыслие.

Абсолютноаналогичный подход к профилактике преступлений демонстрирует и сегодняшнийзаконопроект: он позволяет ФСБ  объявлятьгражданам официальное предостережение «о недопустимости действий, создающихусловия для совершения преступлений» - «при отсутствии оснований для привлечения куголовной ответственности». Юридическая мысль российских законодателейвернулась в старое советское русло.

ПолномочияФедеральной службы безопасности в нашей стране давным-давно вышли за всякиеразумные рамки. ФСБ в России – больше, чем спецслужба;она наделена даже правом вести следствиепо ряду  преступлений. Теперь к ФСБотходит еще одно полномочие прокуратуры – профилактика. Это событие носит нестолько практический, сколько знаковый характер. 

Мы не ставимпод сомнение полезность и уместность профилактики преступлений как таковой.Теоретически, профилактика преступлений – вполне благородная и гуманная задача:остановить человека, находящегося на грани совершения преступных деяний,объяснить ему возможные последствия его действий и тем предотвратитьпреступление – куда как лучше, чем отправлять его за решетку. (В 1959 годупереориентация КГБ на профилактику и была задумана как одна из мер, которыедолжны были положить конец репрессивной кампании 1957-1958 гг., последовавшейза венгерскими событиями.)

Однако попыткиюридически регламентировать профилактическую работу – заведомо бессмысленны. В обыденной жизни мы можем говорить одействиях, находящихся «на грани преступления»; но с точки зрения основныхпринципов права таких действий нет и не может быть. Человек либо совершаетпреступление (подготовка преступления в соответствии со статьей 30 УК РФ такжеявляется преступлением) – и тогда он подлежит уголовной ответственности всоответствии со статьями Уголовного кодекса; либо не совершает его – и тогдаего поступки законны и правомерны. 

Сотрудникспецслужб может сообщить своему «подопечному», что, по его мнению, тотбалансирует на грани совершения преступления, и если так пойдет дальше, то онможет оказаться на  скамье подсудимых. Нодля этого ему не нужно никаких дополнительных полномочий и прав.

Если же«предостережение» регламентируется законодательством, если оформляется«юридический» механизм этого предостережения, то оно неизбежно становится тем,чем на деле был Указ от 25 декабря 1972 года – орудием политическогозапугивания. Орудием, впрочем, малоэффективным: в большинстве известных намслучаев диссиденты просто игнорировали вынесенные им «предостережения». Скореевсего, так же будет поступать и большинство нынешних российских граждан, ибо заподобное игнорирование никакие конкретные санкции не предусмотрены – и не могутбыть предусмотрены, ведь речь идет не о нарушении закона!  В законопроекте  упоминается, что предостережение «обязательнок исполнению» - но ничего не сказано о том, что будет с теми, кто его исполнятьне пожелает.

Попыткаскрестить право с заведомо неправовым механизмом политической репрессиинеизбежно приводит  либо к разрушениюправа, либо к неэффективности репрессии. В данном случае, по-видимому, имеетместо и то, и другое.

Мы не питаемрешительно никаких иллюзий относительно судьбы этого законопроекта: нетсомнений, что 16 июля Дума одобрит его в третьем чтении. Однако у нас нет иоснований сомневаться в юридической компетентности главы государства. И мы нетеряем надежды на то, что когда этот закон, частично – бессмысленный, ачастично – опасный для общественной свободы, поступит на подпись к ПрезидентуРФ, тот оценит его надлежащим образом и наложит на него вето.

ПравлениеМеждународного общества Мемориал

15июля 2010

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).