будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 18, 2008
Архив проектов

Чтобы потребитель этого не заметил

Добрый день, уважаемые коллеги. Начинаем наше очередное традиционное, и в то же время нетрадиционное совещание, посвященное итогам осенне-зимнего максимума.
Традиционное потому, что такую работу мы проводим уже 10 лет и, как всегда, на весеннем совещании подводим итоги прошедшего ОЗМ. А нетрадиционное – по всем понятной причине: это последнее совещание генеральных директоров электроэнергетики страны в период функционирования РАО «ЕЭС России». Как вы все знаете, 30 июня завершается переходный период реформирования в электроэнергетике. А, попросту говоря, – завершается реформа энергетики, РАО ЕЭС прекращает свое существование, и дальше вам предстоит жить самим.
Именно поэтому сегодня будет правильно не только обсудить наши обычные рабочие вопросы (в том числе итоги прошедшей зимы и планы подготовки к следующей зиме), но и оглянуться на то, что сделано в электроэнергетике за 10 лет, и одновременно – заглянуть вперед подальше, не только на предстоящую зиму.
Я думаю, что преобразования, которые сделаны людьми, сидящими в этом зале, без всякого преувеличения полностью изменили лицо отечественной электроэнергетики. Здесь много людей, с которыми мы совещались в 1998, в 1999, в 2000 году, и могли бы вместе вспомнить о наших тогдашних неплатежах, забастовках, голодовках энергетиков. О катастрофической ситуации с запасами топлива, об угрозе банкротства десятков энергокомпаний... Тем не менее, я не хотел бы сегодня углубляться так далеко. Тем более, что нашими общими усилиями решена гораздо более важная задача, нежели просто восстановление платежей и финансового положения компании. Нами создана современная структура энергетики – без преувеличения одна из самых современных в мире.
Структура эта основана на базовых фундаментальных общечеловеческих ценностях – таких, как частная собственность и рынок. Не менее важным считаю то, что мы по-настоящему жестко консолидировали ту технологическую часть в электроэнергетике, которая и должна быть консолидирована. Я имею в виду Единую национальную электрическую сеть и Федеральную сетевую компанию, которая позволила государству напрямую взять в свои руки управление магистральными сетями. Не менее важной считаю и консолидацию диспетчерской компоненты – от уровня Системного оператора в Москве до уровня РДУ в каждом регионе. Мы получили две внятные технологические вертикали, которые консолидированы по имуществу и по активам, – сетевую и диспетчерскую. На десятилетия вперед они будут обеспечивать технологическое единство электроэнергетического комплекса страны. Причем обеспечивать так, чтобы оно не препятствовало тем самым фундаментальным ценностям, которые я уже назвал: рынок и частная собственность.
Именно эта конфигурация позволила нам создать беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу электроэнергетики. Буквально на днях завершена работа по новой пятилетней инвестпрограмме на 2008-2012 гг. Она выгодно отличается даже от наших предшествующих программ глубокой серьезной детальной проработкой. Отличается тем, что крупнейшие решения в каждом из технологических звеньев энергетики – в тепловой, в атомной и в гидрогенерации, в магистральных сетях, в распредсетях, диспетчировании – взаимоувязаны и позволяют сохранить и усилить целостность электроэнергетического комплекса страны.
Цена программы, утверждаемой сейчас, превышает 4 трлн. рублей. И мы ясно понимаем, откуда возьмется каждый рубль из этих триллионов. Основа всей этой программы – прямые частные инвестиции, которые составят около 1 трлн. рублей. Думаю, что ни одна отрасль страны не может похвастаться такими масштабными замыслами – тем более, что в нашем случае, это уже на замысел: на сегодняшний день из этого триллиона практически 800 млрд. рублей уже находятся на счетах энергокомпаний. И эти 800 млрд. напрямую уже идут или в ближайшее время будут инвестированы в тепловую генерацию, в гидрогенерацию, в сетевой комплекс и диспетчирование.
Мы оказались в очень непростом положении, разворачивая привлечение масштабных частных инвестиций как раз на стадии глубокого финансового кризиса – как говорят аналитики, самого глубокого за последние 60 лет. Тем не менее, считаю, что наши финансисты-корпоративщики сумели найти выход из этой ситуации. По крайней мере, вплоть до сегодняшнего дня у нас нет ни одной продажи, за которую нам было бы стыдно. Да, инвесторы жалуются, что дорого. Да, они не очень счастливы от объема задач, которые они на себя берут, – но берут, значит, все нормально. Еще раз повторю, что мы этот принцип не изменим ни на йоту при предстоящих продажах. Наша задача – максимальный объем привлечения инвестиционных ресурсов в энергетику. Ради этого проводилась реформа, и мы ни на миллиметр не сдвинемся с этой позиции в предстоящих продажах, как бы сложно не шли переговоры.
Хочу обозначить не только финансовые параметры этой программы, но и объемы вводов. В 2008 году объем вводов у нас на 25% превысит показатели прошлого года; в 2009 эта цифра будет вдвое выше, чем в восьмом; и, наконец, в 2010-м году объемы вводов новых мощностей выйдут на показатели, которые отечественная энергетика не знала никогда – ни в российские, ни в советские годы. Эта цифра точно превысит 15 ГВт.
Для меня предельно важно, что наряду с задачами, связанными с вводом новой генерации, решается задача и сетевого комплекса. Инвестиционная программа Федеральной сетевой компании – около 1 трлн. рублей. Программа обеспечит рост протяженности магистральных сетей на 20%, рост объема вводов трансформаторных мощностей на 40% и так далее. По сути, речь идет о начальной стадии проекта по удвоению мощностей российского магистрального сетевого комплекса. Тщательно проработана и инвестиционная программа в распределительном сетевом комплексе.
Вместе с тем, конечно же, ясно: серьезные сложности и значимые проблемы у нас в повестке дня остаются. Безусловно, их решение остается нашей важнейшей задачей. Среди наиболее обсуждаемых назову одну проблему под названием «плата за присоединение». Она активно обсуждается последнее время общественностью, иногда в резкой и эмоциональной форме. Тем не менее, я буду говорить не об эмоциях, а о существе дела.
Во-первых, вопрос о плате за присоединение решен раз и навсегда – если быть более точным, в срок до 31 декабря 2010 года. И это решение необратимо. Поэтому я не собираюсь дискутировать, нужна или не нужна плата за присоединение. Это разговор для популистов. Я собираюсь говорить о том, как следует организовать эту работу. У нас есть серьезные масштабные ошибки и недоработки. Достаточно часто нашими действиями смысл платы за присоединение не просто искажается, а превращается в свою противоположность. К сожалению, нередко с потребителя требуют плату за присоединение просто потому, что закончился договор аренды, и при заключении договора в том же самом помещении на те же самые мощности вдруг выясняется, что необходимо полностью оплачивать присоединение. Я уже не говорю о случаях прямой коррупции и взяток, которые в этой сфере встречаются. Так вот: мы наметили серьезный набор действий в этой сфере. Хотел бы, чтобы все к этому были готовы. Тот факт, что 30 июня РАО ЕЭС закрывается, не означает, что мы до 30 июня отправимся всем правлением спать. Нет, будем работать в полном объеме, как и всегда. Думаю, все поняли, о чем я говорю.
Есть еще одно очень значимое решение, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание. Мы на последнем заседании Правления одобрили проект важнейшего документа – это корпоративный стандарт, который описывает и регламентирует самым жестким образом все процедуры оплаты за присоединение. Этот документ обязывает обеспечить полномасштабное раскрытие информации об объемах, сроках, условиях платежей, о самих технических условиях присоединения, об очереди на техприсоединение. Все это должно стать абсолютно публичным и прозрачным. Помимо этого, к стандарту прилагается три типовых договора для присоединения малой мощности, мощности до 750 кВт и мощностью свыше 750 кВт. В ближайшие дни мы проекты всех документов сделаем публичными, всеми имеющимися у нас средствами доведем до наших потребителей. Это мы должны делать не только усилиями головной компании, но и силами наших 11 МРСК и каждого РСК – для того, чтобы, показав проекты документов потребителям, получить от них максимально полный объем замечаний. Все толковое, значимое, содержательное, что наши потребители нам скажут, будет учтено в окончательном варианте документов, которые планируется утвердить 12 мая на заседании правления. До этого срока мы хотим получить масштабную обратную связь. А дальше с этими документами вам жить долгие годы.
Электроэнергетический комплекс существует для того, чтобы потребители были удовлетворены его работой. Других задач у него нет. А потребитель – это каждый гражданин нашей страны, каждое предприятие, каждое учреждение. Прошу из этого исходить, в том числе, в работе по исправлению тех недостатков, которые у нас есть.
А сейчас я хотел бы сказать о нашей самой важной политической задаче ближайших месяцев. Это – обеспечение передачи управления энергетикой из РАО ЕЭС в специально создаваемые для этого органы. Концепция этой передачи выработана, как известно, еще два года назад. Все управление энергетикой в стране после РАО ЕЭС будет базироваться на двух опорах: одна – государство, другая – рыночная.
У государства эти управленческие функции будут концентрироваться, прежде всего, в Росэнерго. Существенно повысится и роль Антимонопольной службы. Думаю, что качественно новую задачу нужно будет решать и Федеральной службе по тарифам. Именно так – по крайней мере, в нашем диалоге с Минпромэнерго, с МЭРТом, с коллегами, присутствующими здесь, – выстраивается новая государственная вертикаль управления теми компонентами, которыми должно управлять государство в новой энергетике страны.
Вторая точка опоры – рынок и саморегулируемые организации. С 1 апреля юридически зарегистрирован Совет рынка – некоммерческое партнерство, в котором будут представлены все поставщики и все потребители оптового рынка. И я убежден в том, что этот орган будет важнейшим органом саморазвивающегося рынка электроэнергетики в стране.
Помните, у нас в ходе реформы был лозунг, который мы старались никогда не забывать, – «Реформа при свете и тепле»? Смысл его прост: мы можем как угодно преобразовывать компанию, разделять энергосистемы, заменять госрегулирование на рынок, но потребитель при этом должен быть при свете и тепле, и в общем может даже ничего и не знать о наших преобразованиях.
Я считаю, что сегодня эту задачу мы выполнили. Но сейчас, на стадии передачи функций управления из РАО ЕЭС государству и рынку, нам полезно еще раз вспомнить про этот наш лозунг и обеспечить передачу полномочий так, чтобы потребитель этого не заметил.
Вот так, не претендуя на детальность, я хотел бы начать наш сегодняшний разговор. Спасибо за внимание.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).