Для главы авиакомпании «КрасЭйр» Бориса Абрамовича настали трудные дни. Счетная палата приступила к рассмотрению жалобы, которую в конце февраля отправило в эту инстанцию законодательное собрание Красноярского края: депутаты просят палату проверить, насколько обоснованы «многочисленные претензии» пассажиров на плохое качество услуг и завышенную стоимость билетов на рейсах «КрасЭйр». Демарш народных избранников ставит Бориса Абрамовича в интересное положение: до сих пор красноярское Законодательное собрание оставалось практически последней инстанцией, которая поддерживала предпринимателя.
Конкуренты «КрасЭйра» – в первую очередь, компании «Сибирь» и «Аэрофлот» - пытаются наладить воздушное сообщение по маршруту Москва-Красноярск, но пока тщетно. Абрамович, по сути, монополизировал право пользования красноярским аэропортом «Емельяново», который его компания получила в собственность по итогам приватизации. Компании-конкуренты давно получили лицензии на совершение рейсов в Красноярск, но владелец утверждает, что у аэропорта не хватает технических мощностей для приема самолетов сторонних компаний. В аэропорт Норильска также летают самолеты только красноярской компании.
В конце минувшего года дело дошло до красноярского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС), которое определило провести независимую техническую экспертизу «Емельяново». До сих пор, однако, состав экспертной комиссии так и не назначен – вопрос откладывается уже несколько месяцев к ряду. Это позволило злым языкам усмотреть за спиной Абрамовича властных покровителей.
Действительно, до сих пор красноярские политики не оставляли «КрасЭйр» без поддержки. Первый заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов заявил краевым депутатам, что будет и дальше помогать «Красэйру»: «Наша позиция заключается в том, что мы заинтересованы поддерживать в первую очередь красноярские компании». Депутаты, впрочем, патриотическими идеями Кузнецова не прониклись, направив в Счетную палату официальный запрос, в котором попросил провести полный анализ финансово-экономической деятельности «КрасЭйр».
До недавнего времени идеи поддержки родной компании имели под собой серьезный экономический базис: «КрасЭйр» - один из крупнейших налогоплательщиков региона. В начале февраля, однако, Абрамович дал понять, что это положение не долговечно. Слетав в Венгрию в составе делегации Владимира Путина, бизнесмен заявил по возвращению домой, что может перерегистрировать «КрасЭйр» в Москве – налоги, соответственно, из красноярского бюджета перекочуют в московский.
Не менее удивительны и другие заявления Абрамовича. Предприниматель, компания которого, задолжала бюджету, заявляет о желании пробрести обанкротившуюся венгерскую авиакомпанию Malev, в ближайшие годы намеревается полностью обновить парк самолетов, на которых летает «КрасЭйр», а также открыть регулярное сообщение чуть ли не со всеми ключевыми городами стран Юго-Восточной Азии. Откуда у должника возьмутся деньги на столь масштабные инвестиции, Абрамович скромно умалчивает.
Что именно вдохновило бизнесмена на подобные заявления – неизвестно. Но реакция его недавних сторонников не заставила себя ждать. Законодательное собрание, несколько месяцев отказывавшееся как-либо надавить на мятежного предпринимателя, немедленно подготовило запрос в Счетную палату, а глава ЗC Александр Усс высказался в том смысле, что красноярская компания должна служить красноярцам.
Реакцию исполнительной власти мы узнаем скоро: возможно, уже в конце марта-начала апреля, когда антимонопольная служба вновь рассмотрит вопрос о назначении независимой экспертизы аэропорта. Положительное решение однозначно покажет, что позицию изменило и окружение губернатора.
А уже сейчас руководство края заявляет, что вопросы выделения аэропорта Емельяново из компании «КрасЭйр» «должны быть решены в течение 2006 года». Такое выделение покончит с монополией Абрамовича в красноярском аэропорту, а саму его компанию превратит лишь в одного их нескольких операторов.