будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 24, 2012
Архив проектов

Декларация парламентской открытости

Декларация парламентской открытости
Parliament_of_Henry_VIII_1523
Церемония открытия парламента Англии Генихом VIII в 1523 г. Фрагмент картины Thomas Wriothesley

Мы публикуем проект Декларации парламентской открытости, которая может стать одним из ключевых документов в деле обеспечения непосредственного участия граждан в работе органов представительной демократии. Документ предварен предисловием его переводчика - известного специалиста в области сбора и обработки открытых данных, директора некоммерческого партнерства Информационная Культура Ивана Бегтина.

В России, как и во всем мире, остро стоит вопрос об ответственности и подотчетности депутатов и всех иных официальных лиц перед теми, чьи интересы они призваны представлять. Парламенты часто и обоснованно критикуются за закрытость их деятельности, несоблюдение прав граждан на доступ к информации о законотворчестве, невозможность для экспертов, структур гражданского общества и самих граждан принимать участие в законотворческой деятельности. Отчасти эта ситуация начала исправляться в последние годы: парламенты разных стран предпринимают усилия для обеспечения собственной открытости. Но изменения не поспевают за запросом.

В июле 2012 года на конференции парламентских организаций был представлен публикуемый документ, ранее разработанный группой НКО. Документ был одобрен большинство присутствующих участников и опубликован для сбора замечаний со всех заинтересованных сторон. Цель документа в том чтобы сформулировать основные критерии открытости парламентов, на том уровне, на котором это необходимо для обеспечения доверия между гражданами и избираемыми ими депутатами.

Комментарии к документу можно оставить здесь.

Иван Бегтин

Основные положения

Декларация парламентской открытости – это призыв к национальным парламентам организаций парламентского мониторинга (ОПМ) гражданского общества, направленный на рост открытости и вовлечение граждан в парламентскую работу. Деятельность ОПМ все более признается за усилия по преобразованию парламентской информации в более доступную для граждан, привлечению граждан к участию в парламентских процессах и улучшению парламентской подотчетности. Хотя ОПМ и наиболее заинтересованы в большем доступе к государственной и парламентской информации, они также признают необходимость интенсификации диалога с мировыми парламентами по вопросам парламентской открытости и реформы - таким образом, возросшая государственная и парламентская открытость приведет к большему вовлечению граждан, более ответственным представительным институтам и, безусловно, более демократическому обществу.

Декларация обсуждалась на конференции лидеров ОПМ, организованной National Democratic Institute, Sunlight Foundation и Latin American Legislative Transparency Network в Вашингтоне. Конференция прошла с 30 апреля по 2 мая 2012 года при поддержке Omidyar Network, Open Society Institute, National Endowment for Democracy и Посольства Мексики в Соединенных Штатах Америки. Институт Всемирного Банка также выступил в качестве партнера конференции и соорганизатора круглого стола в его итогах. Обновленная версия Декларации отражает превалирующее мнение среди участников конференции и стала доступной для комментариев со стороны широкой аудитории и ОПМ с 11 июня по 31 июля 2012 года. Отзывы будут включены в финальную версию, которая будет представлена на Международном дне Демократии в 15 Сентября 2012 года.

Декларация затрагивает следующий круг вопросов:

  • Распространение культуры открытости: Поскольку парламентская информация создается общественным институтом, она принадлежит обществу. Тем не менее, парламентская информация может использоваться гражданами наиболее эффективно только в контексте широкой культуры открытости. Парламент обязан создавать законы, которые распространяют культуру открытости, включая законы, поощряющие активность гражданского общества. Более того, парламент обязан обеспечить эффективную реализацию этих законов, которые гарантируют открытость и прозрачность правительственной и парламентской информации посредством общественного наблюдения и предоставления законных средств, позволяющих гражданам реализовывать их права на доступ к публичной информации. Парламент также должен обеспечивать вовлечение граждан и гражданского общества в деятельность государства, поддерживая гражданское обучение, взаимодействия с НКО и уважая права граждан на получение полной, аккуратной и своевременной парламентской информации.
  • Делаем парламентскую информацию прозрачной: Парламент должен принять регламенты, которые обеспечивают полную прозрачность и открытость парламентской информации. Парламентская информация включает информацию, созданную через процесс законотворчества, - включая тексты предлагаемых нормативных документов и поправок, информацию о планировании заседаний, информацию о голосовании в комитетах, на пленарных заседаниях и парламентских дебатах и любую иную информацию, регистрируемую в процессе деятельности парламента. В дополнение парламент должен предоставлять информацию о собственном управлении и администрировании, так же как и информацию о деловых связях членов парламента, включая информацию об имуществе парламентариев и потенциальных конфликтах интересов.
  • Делаем парламентскую информацию легкодоступной: Не только парламентская информация должна быть доступна обществу, парламент также должен быть уверен, что информация доступна всем гражданам через множественные каналы распространения, включая печатные издания, живые и онлайновые вещания. Физический доступ в парламент должен быть предоставлен всем гражданам через четко прописанные и публично доступные регламенты для гарантированного доступа СМИ. Парламентская информация должна быть доступна без оплаты, на всех национальных и рабочих языках и через такие инструменты, как обобщения на “простом языке”, которые позволяют убедиться в том, что информация будет понятна широкому слою граждан.
  • Обеспечиваем электронный доступ и анализ парламентской информации: Парламентские веб-сайты имеют ключевое значение в коммуникации с гражданами даже в обществах с невысоким проникновением интернета, поскольку предоставление доступа к парламентской информации гражданскому обществу позволяет далее распространять её заинтересованным гражданам. Парламентская информация должна публиковаться онлайн в структурированных и открытых форматах, которые позволяют гражданам использовать широкий набор инструментов для повторного использования этой информации. Информация должна быть увязана ссылками и доступна легкому поиску через свободное программное обеспечение. В то же время парламентские веб-сайты должны прилагать усилия по созданию интерактивных инструментов для вовлечения граждан и предоставлению сервисов по предупреждению и для мобильных устройств, информация должна быть пригодной для скачивания, в том числе, массового, чтобы граждане могли создавать собственные инструменты для анализа на основе парламентской информации. Парламент обязан облегчать технологические барьеры в использовании парламентской информации и должен гарантировать приватность гражданам, имеющим доступ к этой информации.

I. Преамбула

ПОСКОЛЬКУ сильный, доступный и ответственный парламент является ключом к демократизации по причине его конституционных обязанностей в принятии законодательных актов, наблюдении за реализацией исполнительных функций и представлении интересов граждан;

ПОСКОЛЬКУ парламентская открытость позволяет парламентариям вовлекать избирателей в дискуссии о вопросах регулирования, информировать граждан о работе парламента и образовывать их, предоставляет гражданам доступ к информации, необходимой для получения их отклика на законотворческий процесс, позволяет гражданам призывать парламентариев к ответу и сохранять уверенность, что интересы граждан и демократии представлены в полном объеме;

ПОСКОЛЬКУ права граждан на участие в управлении и доступ к государственной информации, включая парламентскую информацию, являются признанными фундаментальными компонентами утвержденных международных соглашений о правах человека[1]; открытость прозрачности парламентской информации является признанным ключевым элементом демократического парламента, что отражено в последних международных обзорах и нормах для демократических парламентов, принятых международным парламентским сообществом[2]; и международные институты заложили прочное основание открытости через парламенсткие веб-сайты[3];

ПОСКОЛЬКУ натиск цифровой эры фундаментально изменил контекст общественного использования парламентской информации, и хорошее управление неотделимо от того, что парламенты принимают новые технологии, поддерживающие предоставление данных и вовлечение граждан в парламентский процесс;

ПОСКОЛЬКУ различные варианты парламентских традиций, опыта, ресурса и контекста могут повлиять на попытки повышения открытости, предпринимаемые парламентом, эти факторы не должны препятствовать парламенту двигаться к большей открытости и прозрачности;

ПОСКОЛЬКУ потребность в открытых парламентах дополняется потребностью в открытой власти, и поскольку 55 правительств сейчас работают вместе как часть Open Government Partnership для обмена конкретными обязательствами, складывающимися в национальные планы действий для распространения прозрачности, вовлечения граждан, борьбы с коррупцией, противодействия законам, препятствующим доступу к государственной информации, и используют новые технологии для улучшения правления;

ПОСКОЛЬКУ растущее число организаций гражданского общества, осуществляющих парламентский мониторинг, ищут возможность активно влиять на усиление демократической ответственности парламентов и требуют доступ к парламентской информации, чтобы исполнять свою роль эффективно, и поскольку существует множество прецендентов взаимодействия между парламентами и организациями парламентского мониторинга, это подтверждает будущий успех от большей открытости парламентской информации в других странах.

ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ нижеподписавшиеся организации парламентского мониторинга и поддержки призывают парламенты работать совместно в полной приверженности следующим принципам парламентской открытости:

II. Распространение культуры открытости

1. Общественное владение парламентской информацией: Парламентская информация принадлежит обществу; любые исключения или ограничения этих принципов должны быть исчерпывающе определены законом.

2. Распространение культуры открытости через законодательство: Парламент обладает обязанностью в установлении законов – так же, как и внутренних процедур и кодексов поведения, которые гарантируют права общества на государственную и парламентскую информацию, распространяют культуру открытости власти, обеспечивают прозрачность политического финансирования, охраняют свободы выражения и собрания и стимулируют вовлечение гражданского общества и граждан в законодательный процесс.

3. Распространение культуры открытости через надзор: Для исполнения собственных функций надзора от лица и вместе с гражданами, парламент должен обеспечивать то, что законы, реализующие государственную открытость, применяются эффективно, что государство действует прозрачным образом, и что государство также работает над распространением культуры открытости.

4. Распространение гражданского образования: Парламент несет ответственность за активное распространение гражданского образования в обществе (и особенно молодежи) через вовлечение в дискуссии, облегчающие понимание роли парламента, его правил и процедур, его работы и функций и обязанностей парламентариев. Это также включает предоставление детальной парламентской информации, так же, как и выдержек и разъяснений “простым языком” парламентской работы, что могут эффективно использовать граждане, обладающие различным образованием и жизненным опытом. 

5. Поощрение участия граждан: Парламент несет ответственность за активное вовлечение граждан и гражданского общества в парламентские процессы и принятие решений в целях эффективного представления интересов граждан и придания силы праву граждан написания петиций их правительствам. Вовлечение включает граждан всех полов, рас, этносов, возрастов, языков, политических убеждений и людей с ограниченными возможностями.

6. Поощрение энергичного гражданского общества: Парламент несет ответственность за поощрение развития активного, вовлеченного и энергичного гражданского общества и должен обеспечивать организациям гражданского общества возможность действовать свободно и без ограничений.

7. Дать возможность эффективного парламентского мониторинга: Парламент должен признавать право и обязанность гражданского общества, медиа и общества в целом осуществлять мониторинг парламента и парламентариев. Парламент должен участвовать в консультациях с обществом в целом и организациями гражданского общества, которые осуществляют мониторинг парламента в целях развития эффективного мониторинга и снижения барьеров для доступа к парламентской информации.

8. Предоставление лучших практик: Парламент должен активно участвовать в международном и региональном обмене лучшими практиками с другими парламентами и организациями гражданского общества для повышения открытости и прозрачности парламентской информации, улучшения использования информации и коммуникационных технологий и усиления приверженности демократическим принципам.

9. Предоставление гарантий рассмотрения юридических обращений: Парламент должен устанавливать нормы для обеспечения эффективного доступа граждан к отправке юридических и судебных обращений в случаях, когда доступ к государственной или парламентской информации является спорным.

10. Предоставление полной информации: Парламентская информация, доступная обществу, должна быть столь полной, сколь это возможно, отражая полностью парламентское действие, за исключением лишь специальных ситуаций, определяемых законом и парламентскими правилами.

11. Своевременное предоставление информации: Парламентская информация должна предоставляться обществу своевременно. В качестве общего правила информация должна предоставляться в реальном времени, а в случаях, когда это невозможно, парламентская информация должна публиковаться, как только она появляется внутри парламента.

12. Обеспечение точности информации: Парламент должен контролировать процесс сохранения официальных записей и гарантировать, что данные, публикуемые для общества, точны.

III. Делаем парламентскую информацию прозрачной

13. Принятие норм парламентской прозрачности: Парламент должен принять нормы, которые обеспечивают постоянную и проактивную публикацию и раскрытие парламентской информации, включая нормы о форматах, в которых информация публикуется. Нормы парламентской прозрачности должны быть публично доступны и должны описывать условия для их периодического пересмотра в целях использования технологических инноваций и внедрения лучших практик. В тех случаях, когда у парламента нет возможности для публикации исчерпывающей парламентской информации, парламент должен выстроить партнерство с гражданским обществом, чтобы обеспечить широкий публичный доступ к парламентской информации.

14. Предоставление информации о роли парламента и его функциях: Парламент должен предоставлять информацию о его конституционной роли, его структуре, его функциях, его правилах и его рабочих процессах, так же, как и аналогичную информацию о его комитетах.

15. Предоставление информации о членах парламента: Парламенты должны предоставлять достаточную и регулярно обновляемую информацию через Интернет и другими способами для граждан, чтобы они могли знать о мандатах депутатов, партийной принадлежности, ролях в парламенте, правилах назначения, информацию о личных сотрудниках и любую иную информацию, которую члены парламента готовы раскрыть о себе и своих мандатах. Рабочая контактная информация офисов членов парламента также должна быть доступна для общества.

16. Предоставление информации об администрации парламента: Парламент должен предоставлять информацию о его административной деятельности и структуре парламентской администрации, которая управляет и руководит парламентскими процессами. Контактная информация персон, ответственных за предоставление информации общественности, должна быть публично доступной.

17. Информирование граждан о парламентской повестке: Документация, относящаяся к планированию парламентских мероприятий, должна быть доступна для общественности и включать: календарь сессий, информацию о запланированных голосованиях, порядке процесса и графике комитетских слушаний. За исключением редких случаев, затрагивающих срочное принятие законов, парламент должен предоставлять достаточное время для уведомления общественности и гражданского общества, чтобы предоставить возможность отклика.

18. Информирование и привлечение граждан к разработке законов и подготовительному анализу: Проекты законов должны быть публичными и публиковаться сразу же после их представления. Признавая потребность граждан в полной информации о законопроекте и для получения отклика на рассматриваемые вопросы, парламент должен предоставлять общественности результаты анализа и предпосылки для широкого понимания дискуссий о нормах предлагаемого закона.

19. Публикация записей комитетских слушаний: Отчеты о комитетских слушаниях, включая созданные документы, свидетельства очевидцев на публичных слушаниях, стенограммы и журналы действий комитетов, должны быть предоставлены общественности.

20. Запись парламентских голосов: Для обеспечения подотчетности своим избирателям и для возможности их голосования, парламент должен искать способы минимизации использования устного голосования на пленарных заседаниях и должен использовать перекличку или электронное голосование в большинстве случаев, поддерживая и предоставляя общественности записи индивидуальных голосов каждого из членов парламента на пленарных заседаних и комитетах.

21. Публикация публичных отчетов, стенограмм или записей парламентских рассмотрений: Парламент должен создавать, поддерживать и публиковать быстро доступные записи пленарных заседаний в формах аудио- и видеозаписей, расположенных онлайн в постоянном месте, и в форме письменных стенограмм.

22. Публикация отчетов, сделанных парламентом или созданных для него: Все отчеты, сделанные парламентом или же запрошенные или требуемые к отправке в парламент, его офисы или комитеты, должны быть публичными, за исключением узко определенных случаев, указанных в законе.

23. Предоставление информации о бюджете: Парламент ответствен за предоставление публике исчерпывающей, детальной и легко понимаемой информации о национальном бюджете и расходах, включая прошлые, текущие и предполагаемые доходы и расходы и информацию, касающуюся собственного бюджета парламента, включая информацию о его собственном исполнении бюджета, заказов и контрактов и иных фондах. Эта информация должна быть доступна общественности в цельном виде, используя последовательную таксономию вместе с обобщениями на “простом языке”, разъяснениями или отчетами, помогающими гражданам в понимании информации.

24. Раскрытие информации об имуществе и обеспечение честности членов: Парламент должен обеспечивать доступность достаточного объема информации, чтобы граждане имели возможность принимать решения касательно честности и неподкупности отдельных членов парламента, включая информацию об их имуществе, непарламентских доходах, включая проценты по вкладам, дивиденды и добровольные пожертвования.

25. Раскрытие информации о конфликтах интересов и этическом кодексе: Парламент должен раскрывать информацию, достаточную для защиты против имеющихся или потенциальных конфликтов интересов и нарушения этики, включая информацию о взаимодействии его членов с лоббистами и группами влияния. Парламент должен также обеспечить публичность информации о финальных результатах всех судебных или парламентских расследованиях неэтичного поведения, конфликта интересов или коррупции.

26. Предоставление доступа к исторической информации: Парламентская информация всех предыдущих сессий должна быть оцифрована и предоставляться общественности в электронном виде. Цифровая информация должна хранится вечно и продолжать быть доступной для общественности. Для случаев, когда парламент не может оцифровать и сделать доступной собственную информацию, он должен взаимодействовать с внешними организациями для содействия публичному распространению парламентской информации без ограничений. Парламент должен предоставлять публичный доступ к парламентской библиотеке, чтобы обеспечить доступ членов парламента и общественности к исторической парламентской информации.

IV. Делаем парламентскую информацию легкодоступной

27. Обеспечение доступности парламента через множество каналов: Парламенты должны предоставлять информацию о своей работе через множество каналов, включая, но не ограничиваясь наблюдениями через физический доступ на слушания, печатные СМИ, радио и телевещание и через использование Интернета и технологий мобильных устройств.

28. Обеспечение физического доступа в парламент: Парламент и его слушания должны быть доступны и открыты для всех граждан с ограничениями только в вопросах безопасности и доступности свободного пространства.

29. Гарантированный доступ для СМИ: Парламент должен обеспечивать возможность для медиа и независимых наблюдателей доступа к парламентским слушаниями; критерии и процесс предоставления доступа для СМИ должны быть четко определены и публично доступны.

30. Предоставление вещания в виде прямого эфира и по запросу: Должны быть приложены усилия к тому, чтобы предоставить гражданам доступ к парламентским слушаниям через радио, телевидение и Интернет в реальном времени и по запросу через архивы записей.

31. Гарантированная доступность по всей стране: Насколько это возможно, доступ к парламентской информации не должен быть ограничен географическими барьерами. Хотя использование парламентских веб-сайтов обеспечивает доступ к парламентской информации без географических ограничений, в странах, где доступ к интернету и его использование ограничены, парламенты должны искать иные способы обеспечения доступности парламентской информации по всей стране.

32. Использование “простого языка”: Парламенты должены гарантировать, что правовой и технический языки не будут служить барьером для граждан, ищущих возможности доступа к парламентской информации. Парламент обязан разрабатывать обобщения на “простом языке” и иные простые инструменты для предоставления парламентской информации, легко доступной и понимаемой широкими слоями граждан.

33. Использование нескольких национальных и рабочих языков: В тех случаях, когда конституция или парламентские правила требуют использования множества национальных или рабочих языков в парламенте, парламент должен предпринять все разумные усилия для предоставления одновременной интерпретации слушаний и быстрого перевода парламентских записей.

34. Гарантия бесплатного доступа: Парламентская информация должна быть доступна гражданам для доступа и повторного использования без взимания платы.

V. Обеспечиваем электронный доступ и анализ парламентской информации

35. Поддержание парламентских веб-сайтов: Даже в странах с ограниченным доступом в Интернет, поддержание и регулярное обновление полных парламентских сайтов – это жизненно важный аспект парламентской открытости в современном тесно связанном мире. Парламент должен гарантировать доступ к парламентской информации в электронном формате и должен уделять внимание онлайн-распространению как важному направлению коммуникаций.

36. Предоставление информации в открытых и структурированных форматах: Парламентская информация должна собираться и публиковаться в открытом и структурированном формате, таком как структурированный XML, который может быть прочтен и обработан компьютерами, так что парламентская информация может быть легко использована повторно и проанализирована гражданами, гражданским обществом, частными компаниями и государственными структурами.

37. Снижение технологических барьеров: Парламент должен искать способы уменьшения технологических барьеров в использовании парламентской информации, представляя информацию в легко доступных форматах и предоставляя четкие инструкции по использованию любых онлайн-баз данных или инструментов, которые позволяли бы гражданам извлекать парламентскую информацию из парламентских веб-сайтов. Для этой цели парламент предоставляет пользовательский интерфейс, который должен включать лучшие практики для максимизации удобства пользователей.

38. Гарантирование приватности граждан: Парламентские веб-сайты должны иметь ясную и лаконичную политику защиты приватных данных, чтобы объяснить гражданам, как их персональная информация будет использоваться. Парламенты не должны внедрять требования членства или регистрации, которые ограничивают публичный доступ к информации на парламентских веб-сайтах или разрешать отслеживание пользователей без существенных обоснований.

39. Выпуск информации в непроприетарных форматах: Парламенты должны отдавать предпочтение использованию непроприетарного, свободного и открытого программного обеспечения при цифровом раскрытии парламентской информации.

40. Обеспечить выкачиваемость данных для повторного использования: Парламентская информация должна быть легко выгружаемой, в том числе массово, и хорошо документированной, чтобы обеспечить легкость в повторном использовании информации для различных целей.

41. Продвижение простых и стабильных механизмов поиска информации: Учитывая объемы информации, которые часто предоставляются парламентами, возможность для пользователей быстрого и простого поиска интересующей информации безусловно необходима. Парламенты должны создавать пригодные для поиска базы с архивной и текущей парламентской информацией, предоставляя простые и сложные системы поиска по соответствующим метаданным, чтобы обеспечить простоту поиска информации для граждан. Информация должна быть доступна в местах, которые остаются фиксированными, в случае веб-страниц - по постоянным URL’ам.

42. Связывание парламентской информации гиперссылками: Парламент должен искать возможности улучшения возможностей для доступа граждан к важной парламентской информации через связывание парламентской информации с другой информацией, например, через предоставление ссылок на исторические версии закона, связанные отчеты комитетов, выступления экспертов, поддерживаемые поправки и итоговые отчеты, содержащие записи парламентских дебатов.

43. Организация систем уведомления: В тех случаях, когда это возможно, парламент должен предоставлять гражданам возможность подписки на сервисы для предупреждения их об определенных типах парламентских событий через электронную почту, текст по SMS и другие технологии.

44. Организация двухсторонних коммуникаций: Парламент должен прилагать усилия к использованию интерактивных технологических инструментов, чтобы предоставить возможности гражданам откликаться на законодательство и парламентскую деятельность и входить в контакт с депутатами и сотрудниками парламентской администрации.

Примечания

[1] Включая статьи 19 и 21 Универсальной Декларации Прав Человека и статьи 19 и 25 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах.

[2] Эти нормы и оценки определены в документах, созданных и принятых Межпарламентским Союзом, Ассоциацией парламентов Содружества, Парламентским форумом Сообщества развития Юга Африки, Парламентской ассамблеей Франкофонии и Парламентской конфедерации Америк.

[3] Межпарламентский союз и Департамент экономических социальных отношений ООН. Руководство для парламентских веб-сайтов, март 2009 года.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).