Сегодня Мосгорсуд приговорил следователя Павла Зайцева к двум годам лишения свободы условно за незаконные действия при расследовании в 2000 году уголовного дела о контрабанде мебели в торговых центрах «Три Кита» и «Гранд». Вообще-то конфликты вокруг среднего и малого бизнеса возникают часто во всех регионах России. Но только это дело приобрело статус всероссийского громкого процесса.
Общеизвестны две причины данного феномена. Первая v сами участники конфликта выясняли отношения через федеральную прессу в том числе посредством открытых писем. Вторая, как следует из того же обмена мнениями в прессе, v упомянутый бизнес контролируется отцом Юрия Заостровцева, руководителем департамента экономической безопасности ФСБ, один из группы как раз недавно усилившихся «питерских чекистов». То есть в эпицентре обсуждения по поводу преступлений вокруг даже и не самого крупного в стране бизнеса оказались работники спецслужб самого высокого уровня.
Судя по этой реконструкции дело о контрабанде мебели «Трех китов», вышло на поверхность из-за конфликта между МВД и Государственным таможенным комитетом, с одной стороны, и ФСБ v с другой. По-видимому, МВД и ГТК, решили, что им легче будет бороться с работниками ФСБ в публичной плоскости. Как выяснилось, просчитались. Победа за ФСБ v «Три кита» и «Гранд» расширяют свой бизнес, следователь Зайцев получил условный срок. Как бы там ни было, сам факт публичного обсуждения такой истории показателен.
Хронология сюжета:
Конфликт завязался в августе 2000, когда торговый центр «Три кита» был объявлен зоной таможенного контроля, а вся мебель, находившаяся там, арестована. Поводом для проверки послужило расследование дела о поставке в Россию в 1999-2000 годах мебели общей стоимостью 20 миллионов долларов. ООО «Лига Марс» растаможило ее с занижением веса и таможенной стоимости, а затем за 74 миллиона рублей продало ООО «Бастион», которое в свою очередь перепродало мебель «Трем китам». По подсчетам ГТК, бюджет потерял на этом 8 миллионов долларов.
7 сентября 2000 г по результатам проверок ГТК следственным управлением внутренних дел Московской области возбуждается уголовное дело по факту контрабанды мебели, продающейся в подмосковных торговых центрах «Три кита» и «Гранд». По мнению следствия, растаможивание происходило на Одинцовской таможне, находившейся под негласным контролем отставного генерала ФСБ, чей сын Юрий Заостровцев сейчас руководит департаментом экономической безопасности ФСБ. Вскоре для участия в расследовании была создана межведомственная следственно-оперативная группа МВД и ГТК.
В мае 2001 г. Генпрокуратура затребовала материалы дела v «для изучения». Затем дело о контрабанде было передано следователю по особо важным делам в прокуратуре и спустя некоторое время было закрыто за отсутствием состава преступления.
Одновременно были возбуждены уголовные дела в отношении принимавших участие в расследовании следователя МВД Павла Зайцева и чиновников правоохранительного блока ГТК Александра Волкова и Марата Файзулина по статье «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». В частности, им инкриминировалась вина в порче мебели, вывезенной во время осуществления следственных мероприятий со складов мебельных центров, а также вымогательство у гендиректора 000 «Альянс-96» (совладельца ТЦ «Три кита» и «Гранд») Сергея Зуева уплаты $5 млн.
В июле 2001 в конфликт вмешиваются государственные деятели: Борис Грызлов жалуется Устинову на работу следователей Генпрокуратуры.
В августе 2001 года Сергей Зуев на правах рекламы опубликовал в газетах «КоммерсантЪ» и «Известия» официальное заявление, адресовав его председателю Государственного таможенного комитета РФ господину Ванину М.В. В заявлении, в частности, говорилось, что «публикации на тему конфликта между ГТК и руководством торгового комплекса «Три кита» не имеют под собой никаких оснований и содержащаяся в них информация не соответствует действительности». Более того, руководство торгового комплекса заявило, что «таможенные процессуальные действия не противоречат законодательству Российской Федерации».
В том же месяце одна из фирм Зуева вносит первые 2, 5 миллиона долларов в счет погашения государственного ущерба. После чего ГТК возвращает конфискованную в «Трех Китах» мебель.
Неожиданно урегулированное было дело приобретает новый характер: Сергей Зуев делает заявления, перечеркиваеющее возникшее примирение, о беспределе ГТК, и о государственном рэкете, и жалуется в Генпрокуратуру по поводу вымогательства представителями таможни 5 миллионов долларов.
В начале октября 2001 Зуев публикует в «Московском комсомольце» открытое письмо генеральному прокурору Владимиру Устинову, в котором обвиняет начальника управления Государственного таможенного комитета по борьбе с контрабандой Бориса Гутина в организации спланированной акции против себя и возглавляемых им торговых центров. До этого он писал жалобы губернатору Московской области (торговые центры, хоть и считаются столичными, расположены на подмосковной земле) и заместителю генпрокурора Василию Колмогорову.
29 ноября 2001 дело было передано в Мосгорпрокуратуру, которая закрыла его через два дня после получения.
1 декабря 2001 Президент Путин вызвал к себе по очереди председателя ГТК Ванина и Генпрокурора Устинова. После чего 3 декабря генпрокуратура возобновляет дело, отправив на доследование в Ленинградскую область.
Дело снова закрывают за отсутствием состава преступления.
В марте 2002 года расследование дела возобновляется после парламентского запроса.
5 сентября 2002 Мосгорсуд полностью оправдывает следователя Павла Зайцева В октябре 2002 допрашивают Михаила Ванина, руководителя ГТК. По неофициальной информации, в деле есть показания, будто глава ГТК отдал устное распоряжение о возбуждении уголовного дела против мебельщиков.
4 июня 2003 Дорогомиловский суд Москвы оправдывает сотрудников таможни Александра Волкова и Марата Файзулина, но после проверки фактов контрабанды мебели, реализуемой в «Трех китах» и «Гранде». Мосгорсуд оставил приговор в силе.
25 февраля 2003 Верховный суд России отменил оправдательный приговор по делу Зайцева, удовлетворив кассационное представление Генпрокуратуры. Дело Зайцева было направлено в Мосгорсуд на новое рассмотрение иным составом.
27 мая 2003 года, в госпитале им. Бурденко был убит ключевой свидетель обвинения, который должен был выступать на суде против таможенников, v отставной капитан первого ранга, 63-летний руководитель Ассоциации импортеров мебели Сергей Переверзев.
3 июля 2003 года из-за острого аллергического синдрома непонятной природы скончался депутат и журналист Юрий Щекочихин. По словам коллег, у него были доказательства причастности заместителей генпрокурора Колмогорова и Бирюкова к делу о взятках в мебельных центрах «Три кита» и «Гранд».
На фоне этих событий Генпрокуратура попыталась отменить оправдательный приговор Файзулину и Волкову, однако Мосгорсуд 30 сентября 2003 года подтвердил законность действий таможенников.
3 ноября 2003 Московский городской суд приговорил Павла Зайцева к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в течение года.