Депутат Государственной Думы РФ Игорь Игошин считает, что с 2007 года российская атомная отрасль входит в новую фазу – фазу долгосрочного роста с блестящими перспективами.
Игорь Николаевич, 2006 год оказался богат на события в российской энергетике. Каким, по вашему мнению, он стал для атомной отрасли?
Главный итог – это, безусловно, программа развития ядерной энергетики, получившая и политическую поддержку, и, главное, необходимые ресурсы. Фактически, отрасль входит в новую фазу долгосрочного роста с блестящими перспективами.
Неизбежны и структурные изменения. Не может одна и та же структура быть эффективна и для решения задачи элементарного выживания отрасли (чем приходилось заниматься, по сути, 15 лет), и для ее форсированного развития. Главное, чтобы эти изменения были предельно аккуратными и выверенными: важно не разрушить потенциал, который с таким трудом удалось сохранить атомщикам.
В минувшем году был принят целый ряд нормативных актов, призванных кардинально изменить работу отрасли, в том числе, федеральная программа реформирования. Как вы думаете, почему именно сейчас произошла резкая смена отношения государства к атомному энергокомплексу?
В России пришло время для стратегического планирования, и решения стратегических задач. И финансовые ресурсы появились, и институциональная среда более-менее сформировалась, и, наконец, появилось хотя бы первичное общественное согласие относительно того, куда и как нужно двигаться. Атомная отрасль – лишь один из примеров возрождения стратегического подхода. Можно упомянуть и много других проектов – восстановление и консолидация авиационной отрасли, создание Инвестиционного фонда, и т.д.
А то, что в число стратегических проектов вошла атомная отрасль, абсолютно логично. Во-первых, она обладает огромными перспективами на мировом рынке. Во-вторых, здесь мало по-настоящему серьезных производителей, и Россия – один из них. И, в-третьих, если уж мы собираемся позиционироваться как ведущий игрок на мировом энергетическом рынке, мы просто обязаны быть достойно представлены во всех его сегментах. И тогда, как бы не менялась ситуация, Россия всегда будет в выигрыше. Ведь спрос на те или иные виды энергии может колебаться в любую сторону, но в целом спрос на энергию будет расти.
Какие направления по вашему мнению являются наиболее приоритетными в реформировании атомной отрасли?
Я бы выделил как наиболее приоритетные две составляющие. Во-первых, это строительство новых мощностей – как в самой России, так и за рубежом. Строить АЭС у себя, упустив мировой рынок – значит терять десятки миллиардов долларов высокотехнологичного экспорта. Работать только на внешний рынок – значит, подвести собственную экономику, которой не хватает энергии. Да и не факт, что можно будет получить тот же объем экспортных заказов, не наладив серийное производство внутри страны.
Во-вторых, очень перспективная и интересная тема – услуги по обогащению урана на своей территории. У нас прекрасные технологии, и мы могли бы на них зарабатывать. Конечно, здесь много юридических и политических тонкостей, но если проект получится, это будет реальным успехом.