28 июня Государственная Дума приняла во втором чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами". Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при обращении с радиоактивными отходами в Российской Федерации, в частности, речь идет о промежуточном хранении и захоронении РАО, разграничении ответственности органов власти различного уровня, финансирования мероприятий по обращению с РАО.
Александр Фокин, заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
Принятый во втором чтении законопроект об обращении с РАО станет фундаментом, на котором будет строиться вся дальнейшая правовая работа, связанная с обращением с радиоактивными отходами. С начала советского «атомного проекта» в России накоплено свыше 550 тыс. тонн РАО, которые должны быть захоронены. Можно с уверенностью сказать, что сегодня, с принятием законопроекта во втором чтении, нам удалось снять остроту решения этой проблемы с последующих поколений.
Надо сказать, что законопроект вызвал повышенный интерес оппозиционных партий, ученых, экологов, общественности. К нему было представлено 379 поправок, в Думе было немного законопроектов, собиравших их столь много. Мы приняли 234 поправки, отклонили 145, и по тем, что мы отклонили, дискуссии продолжались, в том числе, и сегодня, на втором чтении. Однако существенным перевесом голосов законопроект был все-таки сегодня принят, и я считаю, что он абсолютно готов к тому, чтобы рассмотреть его и на третьем, заключительном чтении.
Одним из важнейших преимуществ этого законопроекта я считаю то, что он позволяет сформировать единую государственную систему по обращению с РАО. В частности, будет ограничен срок хранения РАО в тех организациях, где они образуются. Законопроект четко прописывает, что функции органа государственного управления в области обращения с РАО возлагаются на госкорпорацию «Росатом», кроме того, в дальнейшем будет создан национальный оператор по обращению с РАО, который и станет заниматься работой с ними и их захоронением. Финансирование работ по захоронению будет осуществляться за счет средств тех организаций, которые РАО производят, по отдельно установленным тарифам. Таким образом, выдерживается важнейший экологический принцип «загрязнитель платит». Один из пунктов, вызывавших особое внимание экологов – о захоронении жидких отходов. Законопроект запрещает создание новых площадок для захоронения ЖРО и позволяет пользоваться только теми, которые есть сейчас.
Думаю, что экологи, ученые, общественные организации, которые долгое время били тревогу о необходимости создания этого закона, найдут в этом документе достаточно много положений, которые позволяют снять напряжение в обществе, и начать совместную активную работу по захоронению РАО.