2011 год стал особенным для Росатома, сообщил генеральный директор госкорпорации Сергей Кириенко в ходе заседания президиума правительства РФ. По его словам, такого количества пусков объектов атомной энергетики не было с советских времен. Глава Росатома перечислил запущенные объекты: АЭС «Бушер» в Иране, первый в Китае исследовательский реактор на быстрых нейтронах, завод по обогащению урана в Китае. Кроме того, в этом году завершено строительство первого блока АЭС «Куданкулам» в Индии, до конца года будет запущен четвертый блок Калининской АЭС в Тверской области. При таком рекордном количестве пусков крайне важно было не потерять новые заказы, отметил гендиректор госкорпорации. «Были риски, что после «Фукусимы» мировой рынок провалится. Конкуренция действительно ужесточилась на этом рынке, но, наверное, важный фактор, что мы при этом провале рынка и ужесточении конкуренции почти вдвое увеличили свои зарубежные заказы. У нас на конец прошлого года был общий объем подписанных соглашений – 12 блоков. Соответственно, один у нас уже выпал, это «Бушер», который мы сдали, осталось 11. На сегодняшний день у нас подписанных блоков – 21, то есть мы вдвое увеличили объём заказов», - сообщил Кириенко, напомнив, что достигнуты договоренности о строительстве АЭС во Вьетнаме, в Белоруссии, Бангладеш, а также о возведении второй очереди Тяньваньской АЭС. Все эти заказы, по словам руководителя Росатома, идут как заказы отечественным предприятиям: «У нас 97% всего объёма заказов на машиностроение и оборудование размещается в Российской Федерации при строительстве в России и только 3% закупается за рубежом, если что-то не производится в России. Сегодня объем заказов для отечественного машиностроения уже превысил 250 млрд рублей с соответствующими рабочими местами и всеми остальными показателями».
Василий Журко, член комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
В этом году Росатом активно осваивал новые для себя направления, и это я считаю главным успехом российских атомщиков. Одним из самых перспективных мне, как члену фракции ЛДПР, представляется все более широкое коммерческое использование Северного морского пути. Наша фракция всегда выступала за транспортное развитие России.
При соответствующих инвестициях Севморпуть может стать реальной и весомой альтернативой традиционному пути из Европы в Азию через Суэцкий канал. Во-первых, он занимает меньше времени, во-вторых, безопаснее, ведь нападения сомалийских пиратов у всех на слуху.
Поэтому одну из важнейших задач Росатома на ближайшие годы я вижу в коммерциализации Северного морского пути. И работа в этом направлении идет. В этом году Атомфлот выполнил в несколько раз больше коммерческих рейсов, чем прежде, увеличив и объем грузов. Примечательно, что услугами российских ледоколов воспользовались крупные международные транспортные компании. Думаю, что это станет хорошим заделом для развития СМП в ближайшие годы. Тем более, что государство готово оказать всемерную поддержку этому проекту: премьер Путин недавно заявил о планах строительства нескольких новых ледоколов. Это очень важно, ведь Атомфлот не обновлялся уже много лет.