8-9 октября в НИЯУ МИФИ пройдет День карьеры, организованный госкорпорацией «Росатом». Мероприятие направлено на то, чтобы привлечь на работу в атомной отрасли как можно больше выпускников вузов. День карьеры пройдет в новом формате – будет проводиться так называемый брендинг работодателей. Работодатель госкорпорации будет продвигать бренд своего предприятия, добивается узнаваемости среди целевой аудитории.
"Думаю, что атомная отрасль как никакая другая может и должна показать, как в сегодняшних рыночных условиях надо подходить к долгосрочным проблемам кадрового обеспечения отрасли и, прежде всего, к определению потребности в кадрах, - считает Юрий Карабасов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию, доктор технических наук, профессор. - Раньше, в советские времена, когда был Госплан, проблема решалась в том числе при помощи обязательного распределения выпускников. Сейчас старый инструментарий задействовать невозможно, надо использовать другие современные подходы".
"Как это сделать? Думаю, в Росатоме умных людей немало, им на месте виднее, я же в данном случае просто констатирую проблему. Каждое предприятие атомной отрасли более или менее четко может оценить свои перспективы в рамках модернизации "2020" или "2030" и свои потребности в молодых специалистах. И самая трудная задача тут – свести эти потребности воедино, понять, кто нужен, где и в каких количествах. Дальше уже встанет вопрос госзаказа для системы образования. И если Росатому решение данной проблемы удастся, это может быть чрезвычайно полезным опытом и для других отраслей", - заявил он.
Приглашая на работу молодого специалиста, предприятия должны четко понимать, кто именно им нужен, и знать своего целевого студента, отметил Карабасов. "И здесь речь идет не только о МИФИ, нельзя замыкаться на нем одном – бывший Минсредмаш слишком масштабная отрасль, на его предприятиях востребованы самые разные специалисты. Достаточно вспомнить, что двое легендарных руководителей отрасли – Авраамий Завенягин и Ефим Славский – пришли в атомный проект из металлургии, оба выпускники Московского института с тали и сплавов. Московский институт стали и сплавов, МХТИ им. Менделеева (сегодня это университет), Уральский политехнический, Физтех, геолого-разведовательные, горные, и многие другие вузы, которые вместе с МИФИ традиционно готовили специалистов для атомной отрасли. На предприятиях должны трудиться выпускники разных научных школ - это принцип, который в прежние годы лежал в основе подбора кадров в атомную отрасль, уверен, он в полной мере актуален и сегодня", - пояснил он.
По словам Карабасова, укрепляя и развивая образовательное звено в системе Росатома, руководители отрасли не должны забывать о среднем и начальном профессиональном образовании. "Система техникумов, профучилищ всегда были козырной картой атомной отрасли. Это надо беречь и восстанавливать там, где возможно. Уверен, что в высокотехнологичных отраслях в средних специальных заведениях надо обязательно сохранять федеральное, можно сказать, отраслевое присутствие. Как только такое присутствие уходит, технический и технологический уровень обучения сразу падает, поскольку местные власти с удовольствием начинают использовать это образовательное учреждение под свои местные кадровые нужды. И тогда получается, что техникум, в котором готовили "технарей", технологов начинает готовить еще и специалистов, говоря условно, по гостиничному делу. Профильное образование сразу размывается, его качественный уровень снижается", - отметил он.
"Другая, не менее важная проблема – заработная плата преподавателей, - напомнил Карабасов. - Если государству выгодно иметь госкорпорацию «Росатом», значит, предприятиями этой госкорпорации выгодно управлять, а сотрудникам – выгодно на них работать. Из этого естественный вывод – должно быть выгодно готовить кадры для этих предприятий. Пока это, к сожалению, не так. Выпускник колледжа (техникума) на металлургическом комбинате сегодня получает доцентскую зарплату. За выпускника, не имеющего ни стажа, ни опыта, можно порадоваться. А вот за доцента – вряд ли. Это резко снижает и самооценку преподавателей, и их мотивацию к работе. В отрасли должна быть выстроена справедливая система в оплате преподавательских кадров на основе государственно-частного взаимодействия".
"Из приоритетных задач подготовки молодых специалистов я бы назвал следующие: Во-первых, в тех регионах, в которых заинтересован Росатом, должна вестись профориентационная работа, причем не только преподавателями профильных учебных учреждений, но и будущими работодателями.
Во-вторых, надо провести масштабную общественно-профессиональную аттестацию и аккредитацию учебных стандартов, программ, кафедр, лабораторий, кадров. Проведя такую, своего рода инвентаризацию, можно уже составлять дальнейшую программу развития.
В-третьих, и это очень важно, надо создавать обширную единую образовательную социальную электронную сеть, к которой имели бы бесплатный доступ научные работники, преподаватели, студенты. В первую очередь она будет востребована в интересах повышения квалификации и переподготовке кадров. Подобная сеть должна включать в себя электронные базы знаний, учебно-методические комплексы дисциплин, электронные библиотеки. Пока в этой части мы отстаем от развитых стран лет на 20. В мире социальные образовательные сети - область масштабного бизнеса. Этот отрыв нам надо ликвидировать", - заявил он.
"Госкорпорация «Росатом» способна создать мощную отраслевую образовательную электронную сеть", - заключил Карабасов.