Общественное движение в защиту прав потерпевших «Сопротивление» и ГУВД Москвы с понедельника, 2 октября, начинают совместный социальный эксперимент и акцию «Исправь уголовный закон», в рамках которой любой, кто столкнулся с несовершенством российского уголовного законодательства, может предложить свой вариант закона или его статьи. Об этом лидер движения Ольга Костина заявила на состоявшемся 26 сентября в Психологическом институте Российской академии образования круглом столе, посвященном решению проблем теории и практики психологии экстремальных ситуаций.
Юристы «Сопротивления» проанализируют собранный в рамках акции материал и подготовят с учетом этих результатов предложения, которые, в числе прочих, поступят на рассмотрение рабочей группы по внесению изменений в законодательство. Предполагается, что данная группа будет сформирована на базе профильного комитета Госдумы.
К акции «Исправь уголовный закон» подключилась московская милиция: распространяться буклеты «Сопротивления» с отрывным купоном акции будут в районных отделениях милиции, а также в опорных пунктах. Понимание и поддержку в проведении акции участники «Сопротивления» надеются встретить также в судах и прокуратуре. Психологи – участники круглого стола – со своей стороны, приветствовали это начинание.
«Человек, ставший потерпевшим, сталкивается, прежде всего, именно с представителями МВД, и готовность милиционера не только преследовать преступника, но и подсказать потерпевшему, где ему смогут оказать помощь, позитивно скажется как на положении потерпевших, так и на отношении граждан к милиции», – подчеркнула Ольга Костина.
«С экстремальными ситуациями общегосударственного масштаба все более или менее понятно, - считает лидер «Сопротивления». - Там предусмотрена обязательная работа специалистов-психологов МЧС, подключается и Минздрав. А как быть тем, кто оказывается в не менее травмирующих психику ситуациях, став жертвой тяжкого уголовного преступления? Психологической помощью потерпевшим не занимается никто вообще! Хорошо, если у человека хватит смелости, понимания, денег и он обратится к психологу самостоятельно. Но попробуйте встать на его место. Следствие давит на него со своей стороны: задача следствия – раскрыть преступление, а душевные переживания потерпевшего, получается, никого не интересуют. Известно, например, что жертвы изнасилования, не получившие вовремя психологической помощи, могут иметь очень серьезные проблемы и с психологическим и, как следствие, с физическим здоровьем на протяжении всей жизни! - подчеркнула Костина. - В сложившейся ситуации мы уже сейчас готовы оказывать людям бесплатную психологическую и юридическую помощь – очную консультацию можно получить в нашей Общественной приемной, заочную – по телефону «Горячей линии». Кроме того, что мы ведем социальную работу с потерпевшими, мы подталкиваем людей к тому, чтобы у них формировалась активная гражданская позиция, и они сами участвовали в законотворческом процессе. Ведь не секрет, что перед вступлением России в ВТО, в нашей стране был принят ряд законов, которые были необходимы, чтобы показать Европе, какими демократичными мы стали. Но законы эти не обсуждались с теми, кому по ним предстоит жить».
Столь тесное сотрудничество, пожалуй, беспрецедентный пример конструктивного взаимодействия общества и власти. На прошедшем недавно в Архангельске совещании глав МВД по безопасности движения, Рашид Нургалиев так охарактеризовал ситуацию: «Долгое время мы занимались преступниками и решали только эти задачи. В то же время, в тени оставались потерпевшие - законопослушные люди, которые ждут ответа от правоохранителей». Нургалиев одобрительно отозвался о проведении совместной с правозащитниками акции. «Одна из самых главных задач милиции - усиление взаимодействия с потерпевшими и соблюдение прав свидетелей. Потерпевшие - это, собственно, те люди, для которых создавалась структура МВД. А свидетели - неотъемлемый элемент любого уголовного процесса. И защита их интересов непосредственно связана с выполнением функций правоохранительных органов», - подчеркнул министр. По словам Нургалиева, в 2003 году МВД рассмотрело около 14,5 млн заявлений от потерпевших, в 2004 - 15,5 млн, в 2005 - 17,5 млн. «Динамика налицо и мы не можем ее недооценивать. Мы знаем, что защита потерпевших - наша основная задача и функция. За каждым обращением в милицию стоит человеческая судьба. И каждый человек должен понимать, что если кто-то вторгся в его личную жизнь, посягнул на его здоровье, то закон его защитит», - заявил Нургалиев.
Илья Поспелов