будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 10, 2015
Архив проектов

Директор ИБРАЭ РАН: Проблемы на АЭС «Фукусима-1» были ясны задолго до аварии

Проблемы, которые вскрылись в момент аварии на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года, были ясны задолго до нее. Об этом в интервью РИА «Новости», приуроченном к четвертой годовщине аварии, заявил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, член-корреспондент Российской академии наук Леонид Большов.

Напомним, в результате землетрясения магнитудой 9 баллов у берегов японского острова Хонсю 11 марта 2011 года поднялась 15-метровая волна цунами, которая привела к обесточиванию системы охлаждения трех реакторов на АЭС «Фукусима-1» и расплавлению их активных зон. Авария получила семибалльную оценку по шкале INES (Международная шкала ядерных событий) из-за большого объема выброса радиоактивных веществ с четвертого по шестой день. Сама ядерная авария на АЭС «Фукусима» не привела к человеческим жертвам и не привела к заболеванию лучевой болезнью. При этом власти Японии приняли решение об эвакуации более ста тысяч человек с территорий около атомной станции, процесс возвращения перемещенного населения до сих пор откладывается.

«Различные миссии Всемирной ассоциации операторов АЭС (WANO) и МАГАТЭ на "Фукусиму-1" указывали на недостатки этого американского проекта станции первого поколения, разработанного компанией General Elecric. Но в США на аналогичных блоках была проведена модернизация, и возможные риски были снижены. А японцы решили: станции осталось один-два года до конца эксплуатации, будет продлен срок ее работы или нет, неизвестно, лучше сэкономить деньги», - пояснил ученый.

По его словам, в первые дни после аварии отечественные специалисты из Росэнергоатома и ИБРАЭ были посланы в Токио со всеми сделанными к тому моменту расчетами, прогнозирующими развитие ситуации на энергоблоках и возможное радиоактивное загрязнение. «Эти расчеты могли очень сильно помочь, но вот эта многоуровневая система принятия решения, существующая в Японии, боязнь мелких чиновников на нижних этажах брать ответственность на себя, не позволили полностью использовать наши предложения. А когда доходило до дела, время уже было упущено», - рассказал Большов.

При этом решение об отказе Японии от атомной энергетики, по мнению главы ИБРАЭ, было принято в состоянии испуга. «Но это далеко не лучшее состояние для взвешенных, серьезных решений», - подчеркнул эксперт. Он напомнил, что в ряде других стран после японской аварии тоже поначалу решили отказаться от атомной энергетики под влиянием эмоций, а иногда и политики.

После остановки атомных реакторов в Японии стал падать ВНП, пришлось ввозить дорогостоящие сжиженный газ, уголь. В итоге промышленный и финансовый сектор стали давить на правительство, и после смены кабинета министров в Японии принимаются решения о перезапуске атомных энергоблоков.

Как отметил Большов, система ядерного регулирования в Японии после Фукусимы была в корне перестроена. «Были, в частности, разработаны новые правила, соответствующие мировым, а то еще строже. Каждую станцию, которую предлагают перезапустить, проверяют очень тщательно, по полной программе. Если все в порядке, комиссия дает разрешение. Но "второй ключ" находится у префектур: только если местная власть согласна, атомная станция запускается вновь. Сейчас идет активно процесс проверки и запуска достаточно безопасных блоков», - продолжил глава ИБРАЭ. Он обратил внимание на то, что Китай, который остановил новое строительство после аварии в Японии, тщательно прорабатывал вопросы безопасности и в итоге запретил у себя строительство станций второго поколения, только проекты третьего поколения и поколения «три плюс», подразумевавшие повышенный уровень безопасности.

В сложившейся ситуации, считает гендиректор ИБРАЭ, атомная энергетика — это та область, где Россия по-настоящему конкурентоспособна, а по ряду направлений опережает конкурентов. «Наши станции покупают не только в Азии, но и в Европе. Достаточно привести пример Финляндии, которая выбрала Росатом для строительства своей АЭС "Ханхикиви". А ведь в Финляндии самые жесткие в Европе нормы безопасности», - напомнил Леонид Большов.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).