Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
Стоит напомнить, что история реализации этого проекта была весьма непростой. Свыше двух лет назад ОАО «ТВЭЛ» участвовало в конкурсе на право строительства завода по производству ядерного топлива, и борьба с американской компанией Westinghouse за победу в нём была весьма жёсткой. Тем более приятной и заслуженной была победа нашей компании. Особо стоит отметить, что одним из главных условий конкурса было не просто создание на территории Украины мощностей по фабрикации ядерного топлива, но и создание их на условиях равноправного партнёрства с украинской стороной. И для наших атомщиков выполнить эти условия не составляет никакого труда, потому что Росатом меняется сам и меняет свою политику в отношении своих традиционных партнёров. Заключаются эти изменения, в частности, в большей открытости компании, работе на принципах равенства и партнёрства со всеми, вне зависимости от статуса и размера иностранной компании. Например, в данном проекте, российская сторона не претендует на контрольный пакет, что весьма показательно. Кроме того, Росатом готов поделиться своей интеллектуальной собственностью с партнёрами, что также повышает доверие к нему и к новым методам его работы. Такая практика позволяет нашим атомщикам рассчитывать на рост доверия к себе со стороны уже имеющихся европейских потребителей, на появление новых клиентов и создание с ними совместных предприятий на тех же самых условиях – равноправия и партнёрства.
Новые условия сотрудничества с украинской стороной, паритетное разделение между нашими странами расходов на проект, изначально предъявляемые к нему требования максимальной эффективности позволяют рассчитывать на то, что ядерное топливо, которое будет произведено на украинском производстве, будет конкурентоспособным на мировом рынке в целом, и на европейском рынке в частности. Способствовать этому будет и то обстоятельство, что транспортные расходы на доставку его европейским потребителям будут меньше, чем при доставке его с других производств. Если говорить о потенциальных заказчиках продукции украинского производства, то ими могут стать АЭС «Темелин» в Чехии, которая, как известно, уже пользовалась топливом Westinghouse и отказалась от него, вернувшись к топливу производства ОАО «ТВЭЛ». Топливо с украинского завода может поставляться и на АЭС в Белоруссии. Не исключены его поставки и на АЭС в Западной Европе, на те станции, которые уже давно работают. Приобретение европейскими потребителями топлива украинской фабрикации выгодно им, так как позволяет диверсифицировать поставки топлива и выбрать таким образом наиболее подходящего поставщика.
Не вызывает сомнений, что и строительство самого завода, и его работа будет отвечать самым строгим требованиям безопасности и МАГАТЭ, и украинского законодательства, и требованиям Росатома. Все технологические процессы на предприятии, вся его логистика, продажа топлива, доставка его потребителям, последующее выведение его из эксплуатации, будет отвечать всем стандартам качества Росатома и на него будут распространяться все гарантийные обязательства госкорпорации. Как известно, требования Росатома - одни из самых жёстких в мире с точки зрения безопасности, что даёт основание рассчитывать на длительную успешную работу украинского предприятия.
Напомним, 4 октября в поселке Смолино Кировоградской области на Украине состоялась торжественная церемония начала строительства завода по фабрикации ядерного топлива. Это российско-украинский проект, в котором 50% плюс 1 акция принадлежит Украине (ГК "Ядерное топливо"), а 50% минус 1 акция – России (Топливной компании ТВЭЛ). В церемонии закладки камня на строительной площадке будущего завода приняли участие премьер-министр Украины Николай Азаров, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко и генеральный директор российской госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко. Николай Азаров назвал строительство завода "самым крупным высокотехнологичным проектом за все годы независимости страны", направленным на обеспечение энергетической независимости Украины.