Статья "Россия, вперед!" и выступление на Ярославской конференции окончательно зафиксировали формирование внешнеполитической доктрины Президента Медведева. Ключевыми элементами этой доктрины стали новый прагматизм и преемственность по отношению к путинской стратегии постепенного, но последовательного отказа от пораженческого курса 90-х. Идеология новой доктрины была сформирована на базе видения будущего развития страны как суверенной демократии действующей в сообществе других ответственных суверенных демократий.
Пять основных принципов стали базовыми для этой новой доктрины Медведева. Демократия. Медведев четко обозначает: "Современное государство - это прежде всего демократическое государство". Не больше и не меньше.
Только такие государства могут рассматриваться нашей страной в качестве наиболее ценных партнеров в процессе строительства нового миропорядка.
При этом Медведев говорит об особенностях российской демократии и их сохранении в будущем: "Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы". Показательно, что Медведев формулирует свое понимание демократии в русле тех акцентов, которые сегодня придает демократической теории и практике новое поколение политиков. В
частности, Барак Обама, через несколько дней после Медведева, выступая на сессии Генассамблеи ООН заявил: "Демократия не может быть навязана извне ни одному государству. Каждое общество должно искать свой собственный путь, и совершенных путей не бывает. Каждая страна будет идти по пути, который коренится в культуре и традициях ее народа. И я признаю, что Америка слишком часто подходила избирательно к распространению демократии".
Суверенитет. Президент России отмечает не только безусловность уважения суверенитета, но и увеличение в будущем важности этого подхода для внешней политики современных государств. Медведев так же категоричен, как и в формулировке принципа демократии: "Современные политические системы должны защищать суверенитет государства".
Это служит вполне очевидным ответом на критику тех экспертов, которые несколько лет назад, после появления термина суверенная демократия тут же заявили об устаревании понятия суверенитета. Впрочем, теперь свои ошибки признают не только эксперты. Вспомним, как недавно тот же Обама говорил об отказе США от чрезвычайно опасной практики вмешательства в дела суверенных государств Латинской Америки.
Причем, в трактовке суверенитета Медведев не ограничивается его узким пониманием. Суверенитет ведь не означает практику осажденной крепости. Медведев откровенен: "Мы всё чаще видим, как проблемы, возникающие на
территории одного или нескольких государств, приобретают глобальный характер, причём происходит это моментально, а некомпетентность или просто иногда нежелание решать собственные проблемы наносят ущерб не только своей стране, но и огромному количеству других стран. И добавляет: "государства вправе критически оценивать не только внешнюю,
но и внутреннюю политику друг друга, может быть, и указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба или игнорирует общепринятые этические нормы, принципы гуманизма".
Национальные государства. Медведев отмечает повышение роли национальных государств в социальных и политических процессах последнего времени. По его словам: "Мировой экономический кризис опроверг довольно модные в конце прошлого века рассуждения о снижении роли национальных государств в глобальную эпоху". При этом российский лидер подчеркивает, что государства в условиях экономического кризиса "взяли на себя ответственность за судьбы миллионов людей".
Единые стандарты демократии. К созданию таких общепризнанных стандартов российские лидеры призывают уже достаточно давно. Это явно обусловливается общими интересами обеспечения глобальной безопасности.
Ведь слишком часто подобные стандарты, превратно понимаемые или вольно трактуемые одной из стран становились причинами серьезных конфликтов и даже обоснованием военных действий. Именно поэтому, по словам Медведева необходимо понять: "Каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную безопасность и устойчивое развитие". Медведев прямо указывает на уместность принципа римского права "То, что в равной мере затрагивает всех, требует и одобрения со стороны всех" и призывает к совместной работе.
Убеждение вместо принуждения. Медведев ссылается на недавнюю историю международных конфликтов и предлагает учитывать ошибки некоторых стран в предыдущие годы, связанные с отказом от базовых принципов международного права: "Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно ненасильственным путём, не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением друг другу".
Все эти базовые принципы, очевидно, необходимо рассматривать целостно, без отрыва друг от друга. Конечно, это соединение в рамках доктрины суверенной демократии ранее несовместных базовых позиций не очень нравится некоторым излишне догматичным политологам, которые, как теперь оказалось, плохо понимали еще полгода назад, что роль
суверенитета будет возрастать, а демократии на самом деле имеют национальную специфику. Но это скорее говорит об их профессионализме и еще раз подчеркивает, что политика должна становится более умной, а не следовать старым шаблонам и схемам. Кстати, именно к этому Медведев призывал политиков интеллектуалов выступая в Ярославле.
Алексей Чеснаков