АННОТАЦИЯАвтор: Г.Кожевникова. 2002 (август), 4-е издание, 60 у.е.
Четвертое издание сборника содержит более четырехсот биографических справок о должностных лицах России - членах Правительства РФ, руководителях федеральных органов исполнительной власти РФ, их заместителях и сотрудниках Аппарата Правительства по состоянию на 20 августа 2002 г. В сборник включены сведения о структуре исполнительной власти России в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2000 г. с изменениями и дополнениями по 20 августа 2002 г., а также телефоны российских должностных лиц.
В сборнике использованы материалы базы данных ?Лабиринт", подготовленные А.Амировым, М.Балутенко, Г.Белонучкиным, П.Газукиным, Л.Михэеску, В.Прибыловским и др., а также данные, предоставленные пресс-службами федеральных органов исполнительной власти РФ.
СОДЕРЖАНИЕВведение 5
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 6
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 6
ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 7
СЕКРЕТАРИАТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ 10
АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 12
Руководство Аппарата Правительства РФ 12
РУКОВОДСТВО ФЕДЕРАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВ 15
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (Минатом России) 15
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ (МВД России) 18
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РФ (Минимущество России) 23
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (МЧС России) 29
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ (МПТР России) 35
МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РФ (МНС России) 39
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ (Минздрав России) 45
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ (МИД России) 48
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ (Минкультуры России) 55
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ (Минобороны России) 58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (Минобразование России) 63
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МАП России) 66
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ (Минсвязи России) 69
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ (МПР России) 72
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РФ (Минпромнауки России) 79
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ (МПС России) 84
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ (Минсельхоз России) 89
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ (Минтранс России) 92
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ (Минтруд России) 97
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (Минфин России) 103
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ (Минэкономразвития России) 109
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РФ (Минэнерго России) 117
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ (Минюст России) 123
МИНИСТРЫ РФ 128
РУКОВОДСТВО ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ 130
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ (Госкомрыболовство России) 130
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ (Госкомстат России) 134
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ (Госстандарт России) 137
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ (Госстрой России) 138
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 141
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ (ГТК России) 144
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ (ФКЦБ России) 148
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИИ (ФЭК России) 150
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ (ГФС России) 154
СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИИ (СВР России) 155
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ (Росархив) 156
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ (Роскартография) 157
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РФ (ФСЖВ России) 158
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РФ (Росземкадастр) 159
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Росгидромет) 161
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ (ФСБ России) 163
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ (ФСФО России) 165
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ (ФСНП России) 167
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РФ (ФСО России) 173
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИИ (РОССПЕЦСТРОЙ) 173
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИИ (ФПС России) 174
РОССИЙСКОЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (Росавиакосмос) 177
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО БОЕПРИПАСАМ (Росбоеприпасы) 179
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ (РАВ) 180
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ (РАСУ) 181
РОССИЙСКОЕ АГЕНСТВО ПО СУДОСТРОЕНИЮ (Россудостроение) 182
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ (Роспатент) 183
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ (Росрезерв) 184
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ (ФАПСИ) 185
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ (Госгортехнадзор) 186
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Госатомнадзор) 188
ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 189
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ 189
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РФ 190
КОМИТЕТ ПО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (КВТС) 193
КОМИТЕТ РФ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (КФМ) 193
ПРИЛОЖЕНИЕ 195
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 195
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 197
ВведениеВ августе 2002 года исполнилось три года со дня назначения В.В.Путина Председателем Правительства Российской Федерации. Приход на второе, а вскоре и на первое место в государстве нового политического лидера породил ожидания серьезных перестановок и реорганизаций в верхних эшелонах государственной власти. Однако реальные изменения в структуре управления страной свелись к организации федеральных округов и изменению принципов формирования Совета Федерации. Ожидаемая масштабная реорганизация Правительства РФ так и не состоялась.
Указ Президента РФ от 18 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в результате которого был упразднен и преобразован целый ряд структур, во многом повторил предыдущие указы Б.Ельцина в этой области, в очередной раз укрупнив некоторые ведомства, раздробленные ранее. Не случайно он был воспринят как временный документ, обусловленный некими политическими договоренностями. Свидетельством тому неоднократно возникавшие слухи о грядущих крупных изменениях в структуре исполнительной власти. Между тем, все изменения, произошедшие со времени подписания этого указа (в том числе и ликвидация одного из вице-премьерских постов, образования Комитетов РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и по финансовому мониторингу и т.д.) были направлены на решение текущих проблем, отражали внутриаппаратную борьбу интересов, а также стремление усилить государственное влияние в определенных областях деятельности.
Однако при отсутствии значимых структурных изменений ротация кадрового состава была весьма существенной. Даже самый поверхностный анализ произошедших за три года премьерства и президентства В.В.Путина кадровых перестановок дает следующую картину.
Из более чем 400 руководящих постов в центральных исполнительных органах России около 250 замещены в период пребывания В.В.Путина у власти (август 1999-августа 2002 г.). Причем около 200 человек были назначены в период со дня официального вступления его в должность президента (7 мая 2000 г.). Эта цифра включает в себя и 26 министров и руководителей иных ведомств (с января 2000 г. - 9 чел., с мая 2000 г. - еще 12 чел.) - то есть лиц, назначение которых производится или санкционируется непосредственно Президентом России. Из вновь назначенных 14 человек пришли из органов госбезопасности , 25 - выходцы из Ленинграда/Санкт-Петербурга, и 8 человек - бывшие подчиненные или сослуживцы нынешнего Президента РФ. Причем сотрудниками госбезопасности "укрепляются" не только "силовые" ведомства (Минобороны, МВД), но и МИД, Минатом, МПС и Минпромнауки. Между тем "экономический блок", за исключением Минэкономразвития комплектуется лишь профильными специалистами - вслед за законодательной властью представители крупного бизнеса пришли и во власть исполнительную, хотя и не на первые роли.
Хочется еще раз подчеркнуть, что это лишь самый поверхностный подсчет, тем более, что не всегда имеются сведения для определения "ведомственной принадлежности" того или иного чиновника.
Сведения, представленные в справочнике дают возможность проследить не только динамику кадровых перестановок в федеральной исполнительной власти России, но и выделить общие направления развития кадровой политики В.В.Путина, а также оценить уровень профессиональной подготовки руководства центральных исполнительных органов.