В настоящее время в целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации по удвоению валового внутреннего продукта за десятилетие, снижению уровня бедности, осуществляются меры, направленные на ускорение темпов экономического роста.
В этих целях продолжается осуществление институциональных преобразований, направленных на реформирование бюджетного процесса, естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, системы природопользования и охраны окружающей среды, проведение административной реформы, развитие конкуренции.
Кроме того, начата реализация отдельных инфраструктурных проектов на транспорте. Разрабатываются меры по реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Вместе с тем в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового внутреннего продукта при реализации указанных мероприятий могут составить 5-6 процентов в год, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десятилетие.
В этой связи необходимо осуществление дополнительных мер, которые были бы направлены на ускорение темпов экономического роста и решение первоочередных задач. При выработке указанных мер следует исходить из принятых на 2006-2008 годы основных макроэкономических показателей, прежде всего уровня инфляции и предельных объемов государственных расходов.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной государственной политики.
В этой связи необходимо направить усилия на привлечение инвестиций на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, что во многом зависит от неуклонного улучшения общего инвестиционного климата и использования эффективных рыночных механизмов.
С целью обеспечения инновационной направленности развития экономики необходимо формирование механизмов, способствующих защите прав на интеллектуальную собственность, реализации инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики.
Требуется также выработка дополнительных эффективных мер по поддержке экспорта отечественной продукции. Необходима активизация таможенной и налоговой политики с целью большего использования их регулирующей, а не фискальной функции.
Чтобы решить указанные задачи следовало бы принять меры по следующим направлениям:
Для стимулирования экономического роста необходима активизация налоговой политики с целью использования не только фискальной, но и регулирующей функции налогов.
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и "О бюджетной политике в 2005 году" определены основные направления налоговой политики в 2005 году: налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности. Актуальной остается также задача дальнейшего снижения ставки налога на добавленную стоимость.
В целях реализации поставленных задач в I полугодии 2005 г. был принят ряд федеральных законов.
Вместе с тем указанные законы не в полной мере обеспечивают решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в том числе по вопросу о снижении налога на добавленную стоимость.
В этой связи предлагается снизить начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.
Увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд. рублей. Вместе с тем следует учитывать, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд. рублей. При этом следует иметь в виду, что прогнозируемый профицит бюджета в 2005 году в объеме 1440,3 млрд. рублей, а в 2006 году - в объеме 776 млрд. рублей. Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации достигнет в 2006 г. 2,24 трлн. рублей, в 2007 г. - 2,6 трлн, рублей, а к 2008 г. - 3 трлн. рублей.
Необходимо также рассмотреть вопрос об упрощении порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
Следует изменить действующий механизм расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), который позволяет изымать у организаций ценовую ренту, не учитывая часть природной или дифференциальной ренты, которая связана с неоднородностью природных и производственных факторов.
В связи с этим необходимо провести комплексные изменения НДПИ, включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть и повышения базовой ставки, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, разработку новых месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
При этом следует разработать четкие регламенты процедур определения ставок указанного налога по конкретным месторождениям с целью минимизации возможности для коррупции в этой сфере.
В целях осуществлениям мер по совершенствованию налогового администрирования необходимо, в том числе исключить нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки; ограничить права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения; уточнить нормы законопроекта, касающиеся запрета проведения повторных налоговых проверок, а также установить, что датой окончания выездной проверки является дата вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверки; проводить выездные налоговые проверки в отношении обособленных подразделений только в случае, когда на них возложена обязанность по исполнению обязанностей налогоплательщика; сохранить права на отсрочки и рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
Неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности России и диверсификации структуры экономики является переход на инновационный путь развития. Мировой опыт показывает, что стимулирование инноваций является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического роста, способствует освоению промышленностью производства новой высокотехнологичной продукции, позволяет выйти на существующие мировые рынки наукоемкой продукции и создавать новые. Инновации должны стать основным "мотором" развития всех секторов промышленности и сферы услуг.
Предпринимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации действия по активизации инновационной деятельности не достаточно эффективны. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3%-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4% - 5%, в то время как для Китая этот показатель составляет около 23%, Южной Кореи - 38%, Венгрии-25 процентов.
Основные проблемы, препятствующие переходу российской промышленности на инновационный путь развития, заключаются в отсутствии четких определений системы государственного управления в сфере инновационной деятельности, недостаточном спросе на инновации и результаты научных исследований, неэффективном предложении со стороны отечественного сектора исследований и разработок и разрывами в технологическом коридоре, который должен обеспечивать трансфер и коммерциализацию инноваций.
В этой связи следует обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, осуществляемых в рамках государственных программ и проектов, и создать эффективную систему организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала.
Необходимо совершенствовать инфраструктуру инновационной деятельности, в том числе развивать технопарки, технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы и иные формы, способствующие стимулированию инновационной деятельности.
В целях развития малого инновационного предпринимательства необходимо оказывать малым высокотехнологичным предприятиям государственную поддержку на начальном этапе деятельности.
Для внедрения в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности следует определить порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств.
Следует также законодательно определить порядок передачи технологий, предусматривающий регламентацию передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности.
В целях обеспечения эффективного развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации предусматривается создание Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций, что позволит обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в отрасли информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем считали бы целесообразным создание федерального инновационного фонда развития отраслей экономики. Необходимо обеспечить капитализацию указанного федерального инновационного фонда и определить порядок формирования и использования его средств.
Кроме того, в целях развития инфраструктуры венчурного финансирования необходимо законодательно определить нормы, регулирующие деятельность венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом, а также определить меры налогового стимулирования.
С целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования, развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) и организации привлечения инвестиций в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты необходимо дальнейшее развитие Венчурного инновационного фонда.
При этом полагаем возможным рассмотреть вопрос о минимально допустимом уставном капитале фонда не менее 1,35 млрд. рублей, что позволит обеспечить экономическую эффективность использования средств федерального бюджета, направляемых в фонд.
Необходимо определить порядок формирования и использования средств Венчурного инновационного фонда, в том числе предусматривающий формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования и организацию привлечения инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, определение способов и условий их расходования.
Средства Венчурного инновационного фонда могут направляться на развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства. При этом размещение средств федерального бюджета в создаваемых с участием Венчурного инновационного фонда венчурных фондах и предприятиях следует осуществлять на конкурсной основе.
Особого внимания требует повышение качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях Российской Федерации. В целях получения студентами знаний и представлений о практической деятельности в условиях развитых рыночных отношений, а также опыта международного сотрудничества, необходимо предусмотреть ежегодное направление за счет средств федерального бюджета способной и талантливой молодежи, студентов и аспирантов российских вузов сроком до 2 лет в ведущие университеты развитых стран Европы и США для обучения по магистерским образовательным программам и стажировки.
В целях развития транспортной системы в Российской Федерации, и, в частности, развития морских грузовых портов, как важнейшего элемента этой системы, целесообразно рассмотреть комплекс мер, реализация которых обеспечила бы заинтересованность грузовладельцев в экспорте через российские морские порты. В свою очередь это приведет к росту грузооборота, значительному экономическому эффекту для самих морских портов, стивидорных компаний и государства в целом.
В тоже время принятый федеральный Закон «Об особых экономических зонах», позволяя создавать новые производства, внедрять новейшие наукоемкие технологии и развивать регионы, не в полной мере учитывает специфики развития транспортной инфраструктуры, в том числе инфраструктуру морских портов.
Принимая во внимание международный опыт, а также перспективу вступления России в ВТО, было бы целесообразно рассмотреть возможность:
Одним из эффективных инструментов ускорения темпов роста экономики является использование общественных финансовых институтов, в первую очередь, банков развития для финансирования долгосрочных инвестиций в приоритетные сферы экономики.
По данным международной статистики, за счет кредитов и гарантий национальных банков развития финансируется до 10% осуществляемых вложений в основной капитал. Во многих странах мира совокупный объем долгосрочных кредитов и инвестиций национальных банков развития достигает 5% ВВП. При этом основными функциями государственных банков развития являются финансирование инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение для государства, а также контроль за условиями их реализации.
В настоящее время ограниченные возможности государства по капитализации Российского банка развития и отсутствие необходимой законодательной базы не позволяют ему реализовывать финансово-экономическую политику Правительства Российской Федерации и осуществлять в полной мере финансирование и обслуживание государственных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
В связи с этим основными направлениями деятельности Банка должны стать:
В целях реализации поставленных задач необходимо принятие соответствующего федерального закона, определяющего его функции, задачи и полномочия, принципы и механизмы реализации программ банка в рамках бюджетного процесса, а также закрепляющего статус банка как уполномоченного банка Правительства Российской Федерации.
Целесообразно обеспечить капитализацию Российского банка развития, увеличив его уставной капитал до уровня примерно 25-30 млрд. рублей.
Следует разработать порядок финансирования инвестиционных проектов, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда, осуществляемых через Российский банк развития.
Требуется подготовка механизмов предоставления долгосрочных кредитных ресурсов, субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставления государственных гарантий по заимствованиям Банка.
Банк развития должен стать эффективным инструментом финансирования и осуществления проектов, направленных на стимулирование научно-технического прогресса, совершенствование отраслевой структуры экономики, реализацию ряда социальных задач в таких сферах, как образование и здравоохранение.
В настоящее время экономика России в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров. Современный российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4%, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60% экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8-9 процентов.
В целях поддержки экспорта отечественной продукции в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации ко Всемирной торговой организации необходимо создать систему государственной поддержки, аналогичную сложившейся в странах членах ВТО.
В этой связи было бы целесообразно создать на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка государственный специализированный экспортно-импортный банк законодательно определив его статус, функции и полномочия.
Основной задачей банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемых иностранным импортерам, через экспортно-импортный банк.
Следует рассмотреть вопрос о повышении уровня капитализации Банка примерно до 30 млрд. рублей, что будет соответствовать размеру капитала аналогичных зарубежных банковских структур (размер уставного капитала зарубежных эксимбанков: Япония - 9,3 млрд. долларов США, Корея - 2,3 млрд. долларов США, США - 1 млрд. долларов США, Китай - 604 млн. долларов США, Турция - 450 млн. долларов США).
В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 100 млн. долларов США, осуществляемых без включения в Программу государственных внешних заимствований.
Целесообразно также создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.
Необходимо расширить доступ компаний, в том числе организаций малого бизнеса, на международный рынок за счет частичного покрытия предконтрактных расходов по освоению внешних рынков начинающим экспортерам; содействия развитию субконтрактных отношений отечественных предприятий с зарубежными ТНК (организация российских и участие в зарубежных ярмарках субконтрактов).
В целях вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот предлагается завершить процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды.
Предусмотренный Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предельный срок для переоформления прав на землю истекает 1 января 2006 г. Однако в настоящее время общее число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, по экспертным оценкам, составляет менее 25% от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены, поскольку для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными.
Это не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую земельных участков, препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов.
Установление высоких выкупных ставок может привести к тому, что совокупная стоимость выкупаемых участков, по оценке Минэкономразвития России, составит 22,8 млрд. долларов США, а по оценке предпринимательского сообщества- 100 млрд. долларов США.
Размер выкупных цен и арендной платы должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления минимальных цен, а в некоторых случаях бесплатно.
В связи с этим следует:
Установление разумных и обоснованных ставок выкупа и арендной платы за землю будет способствовать развитию земельных отношений. Создание полноценных единых объектов недвижимости (имущественных комплексов) станет гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Обеспечение граждан доступным жильем является одной из целей государства на современном этапе.
Для ее достижения необходимо увеличить объем государственных гарантий по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на период 2006 - 2008 гг. до 58 млрд. рублей, дополнительные взносы в уставной капитал - 14,2 млрд. рублей. Общий объем государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Агентства накопленным итогом на конец 2010 года может быть ограничен предельной величиной 152 млрд. рублей.
В целях развития конкуренции на рынке ипотечных бумаг следует при этом сокращать участие ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на рынке обращения ипотечных бумаг сроком до 5 лет и увеличивать участие Агентства на рынке ипотечных ценных бумаг со сроком обращения свыше 5 лет, это позволит другим участникам рынка ипотечного кредитования размещать собственные ценные бумаги.
Дополнительными мерами, направленными на развитие ипотечных ценных бумаг является вовлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которое позволит интенсифицировать процесс увеличения сроков обращения ипотечных ценных бумаг, сократить государственные расходы на обслуживание внутреннего долга, являющегося основным объектом инвестирования пенсионных накоплений на сегодняшний день, и увеличить доходность по пенсионным накоплениям.
В настоящее время большая категория потенциальных инвесторов, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, не имеют права вкладывать средства в ценные бумаги, исполнение обязательств по которым не обеспечивается государственной гарантией Российской Федерации.
Необходимо также совершенствование законодательного регулирования долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, исключив солидарную ответственность банка, предоставившего кредит, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства, что будет способствовать обеспечению участия банков в строительстве.
Кроме того существующий порядок продажи пулов ипотечных кредитов требует обязательной государственной регистрации сделки по переходу прав требования по закладным, что сопряжено со значительными временными и материальными затратами. Предстоит внести изменения в порядок продажи пулов закладных путем установления института номинального держателя закладных, что позволит сократить транзакционные издержки и будет способствовать развитию рынка ипотечных ценных бумаг.
Следует внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие совершенствование требований к ипотечному покрытию и процедуре выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. В этой связи необходимо уточнить порядок определения размера ипотечного покрытия, требования к ипотечному покрытию и порядок досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием, а также изменить механизм страхования жизни заемщика (залогодателя) путем установления в качестве выгодоприобретателя по договору страхования банк, выдавший кредит или лицо, являющееся залогодержателем.
По оценкам экспертов, в результате реализации мер, направленных на стимулирование жилищного строительства и развитие ипотечного кредитования, произойдет увеличение годового ввода жилья с 41,2 млн. кв. метров в 2004 году до 70-80 млн. кв. метров в 2010 году, при этом доля населения с доходами, позволяющими приобрести стандартную квартиру с использованием собственных и кредитных средств, возрастет с 9 до 25-30 процентов.
Действующие ставки ввозных таможенных тарифов в ряде отраслей промышленности недостаточны для поддержания высоких темпов структурных изменений, направленных на ускоренное обновление основных производственных фондов и модернизацию промышленности.
Представляется, что такая ситуация является следствием превалирования фискальной функции таможенно-тарифной политики над ее регулирующей ролью. Это подтверждается тем, что принятие решений о снижении таможенных пошлин осуществляется по отдельным видам оборудования только при наличии заявок отдельных предприятий, пакета соответствующих документов, включающий: экспертное заключение об отсутствии производства аналогичного технологичного оборудования на территории Российской Федерации, расчет бюджетной эффективности, оценку финансово-экономического состояния предприятия, а также ряд других справочно-аналитических материалов. В связи с этим необоснованно усложненная процедура подготовки материалов для принятия решений длится, как правило, 6-12 месяцев.
В целях обеспечения обновления основных производственных фондов необходимо принять решение о дополнительном снижении или отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование,
Кроме того, следует обеспечить выработку четких и прозрачных процедур по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, а также повысить оперативность принятия решений.
Одним из новых направлений по развитию предпринимательства может стать развитие высокотехнологичных территориально-отраслевых кластеров. Создание кластеров позволит государству осуществлять структурные изменения, повысить конкурентоспособность, усилить инновационную направленность, а также стимулировать региональное развитие.
Вместе с тем в Российской Федерации в настоящее время не определена государственная политика по вопросу развития кластеров.
Необходимо разработать и утвердить Концепцию развития кластеров и соответствующий план мероприятий по ее реализации, а также организовать эксперименты по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.
При этом кластерные технологии могут быть реализованы в форме проектов и программ с использованием общепринятых условий реализации стратегического планирования и проектного подхода (план-график мероприятий, ответственные исполнители, ожидаемые результаты, количественные показатели).
Следует рассмотреть основные необходимые формы государственной поддержки территориально-отраслевых кластеров, в том числе:
Важным направлением социально-экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное осуществление мер по дебюрократизации экономики и снижение государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Однако реализация указанных мер сопровождается в ряде случаев новыми административными барьерами, что во многом обуславливается как несовершенством законодательного регулирования, так и недостатками правоприменительной деятельности государственных органов. В результате существенного снижения административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов не происходит.
В частности, данная проблема возникает при обеспечении гарантий собственности на уровне судебной системы. В качестве меры, повышающей эффективность деятельности органов судопроизводства и реализации принципа равенства участников процесса целесообразно повысить прозрачность системы в целом и предложить внедрить практику гласной и открытой публикации всех без исключения решений, принимаемых судебными органами, в том числе и в электронных средствах информации, включая соответствующие интернет-сайты, что позволит существенно повысить уровень общественного контроля за деятельностью судебной системы, эффективность работы в целом и создаст условия для сокращения возможностей коррупции судебных инстанций.
В целях активизации работы по дальнейшему развитию направлений, связанных с дебюрократизацией и формированием благоприятного предпринимательского климата, координации действий федеральных органов исполнительной власти представляется целесообразным рассматривать на заседаниях Правительственной комиссии по проведению административной реформы вопросы, связанные с административными барьерами и системными нарушениями в этой сфере.
По итогам рассмотрения указанных проблем полагали бы целесообразным проведение специальных обследований с участием предпринимателей.
Кроме того, считаем необходимым представление соответствующего доклада Председателю Правительства Российской Федерации по данному вопросу с предложениями о мерах, направленных на устранение выявленных нарушений.
Реализация предлагаемых мер позволит, с одной стороны, решить часть первоочередных проблем, с которыми сталкивается российский бизнес, а с другой стороны, будет способствовать ускорению экономического роста в стране и деловой активности в целом. По оценкам экспертов, в том числе и специалистов со стороны предпринимательского сообщества, суммарный эффект может составить дополнительно до 1,5 % ВВП к 2008 году.