Полемическая статья Евгения Онищенко, м.н.с. Лаборатории физики низкоразмерных систем и структур ФИАНа (Физического института им. П.Н. Лебедева РАН), координатора одной из рабочих групп и члена бюро Координационного Совета по делам научно-образовательной молодежи, одного из организаторов междисциплинарного сайта Scientific.ru, опубликованная в газете "Троицкий вариант" (№2N (807) 29 апреля 2008 г.)
На фото - иллюстрация из газеты "Троицкий вариант", №2N (807) 29 апреля 2008 г.
* * *
Теперь я точно знаю, когда в России было построено правовое государство – в 2007 году. Именно в этом году произошло два события, доказавших окончательное и бесповоротное утверждение верховенства Закона. Первое у всех на слуху: президент Путин не пошел на третий срок, подтвердив многократно высказанное ранее нежелание нарушать Конституцию. Сколько потратили сил знатные политологи, представители регионов и творческой общественности, руководители федерального уровня, убеждая всех, что в нынешней ситуации никак невозможно отдать бразды правления в какие-то иные руки, но все оказалось напрасно… Путин решил отойти чуть в сторону, оставив главное кресло страны преемнику, человеку, которому «не стыдно и не страшно передать основные рычаги управления государством».
Второе событие известно гораздо меньше, о нем говорят только в академических кругах. Российская Академия наук, известная своим свободолюбием и непокорностью, не стала вносить в Устав положение о возрастном цензе, подчинившись Закону. Руководству Академии, желавшему внести положение о возрастном цензе, этот шаг дался нелегко. Вот что год назад говорил про возрастной ценз президент РАН Ю.С.Осипов в интервью газете «Известия»: «По моему настоянию в проект Устава внесена жесткая поправка по возрастному ограничению. Теперь по достижении 70 лет все руководители – от президента РАН, вице-президентов до директоров институтов и руководителей подразделений – будут уходить в отставку со своих должностей. Разумеется, от науки их никто не отстраняет… Я настоял, что лучше иметь жесткое правило, потому что необходимо обеспечить смену, дать возможность роста для молодых, энергичных ученых. Проблема в том, что две трети наших академиков перешагнули 70-летний рубеж и выпали из обоймы кандидатов. Мне прошлым летом исполнилось 70 лет, и я окажусь первым, кого коснется новое ограничение».
Естественно, готовясь оставить пост, который он занимал 16 лет, Юрий Сергеевич думал о человеке, которому не стыдно и не страшно отдать в руки рычаги управления своим «государством». Отвечая на вопрос о преемнике, он сказал: «…я много думаю об этом. Президент должен отвечать многим требованиям. Он должен очень хорошо знать академию со многими ее неписаными традициями, которые нельзя нарушать. Он не должен ставить личные научные интересы выше общих. Он должен пользоваться безусловным уважением в научной среде. И он должен уметь вести диалог не только с очень сложным и талантливым народом, собранным в академии, но и с властью». Думал Ю.С.Осипов и о своей дальнейшей жизни: «Буду советником РАН, научным сотрудником Математического института имени Стеклова. Мечтаю, особенно не отвлекаясь, заниматься наукой».
И вот на пути благих пожеланий стал Закон, и Ю.С.Осипов в февральском интервью «Российской газете» вынужден констатировать: «Когда готовился проект нового Устава, я лично внес поправку о введении ограничения по возрасту. Но против этого возразили юристы в Минюсте, администрации Президента, Институте государства и права, сказав, что ценз противоречит Трудовому кодексу. И мы не можем вносить никакие ограничения во внутренний документ академии». Раньше возрастной ценз на занятие руководящих должностей устанавливался решением Президиума РАН, однако теперь, с завершением построения правового государства, ни одной, даже самой авторитетной организации, не позволено ставить свои решения над Законом, и Академия сдалась, в конце прошлого года отменив прежнее распоряжение Президиума.
Жизнь, тем не менее, идет своим чередом, и в мае состоятся выборы нового президента РАН. Нынешний президент РАН, наконец, нашел человека, которому не стыдно и не страшно доверить такую ответственность. Человек этот и вправду удовлетворяет всем названным им критериям: он знает все неписаные традиции, умеет вести диалог и со сложным народом, собранным в Академии, и с властью. Он немало сделал для того, чтобы РАН не только выстояла в сложные годы, но и начала развиваться (так, несмотря на сокращение населения страны, нелегкие испытания и общий упадок науки, число членов Академии выросло по сравнению с серединой 80-х годов в два раза). Наконец, он готов поставить интересы науки выше личных научных интересов, отказавшись от своей мечты. Имя этого человека – Юрий Сергеевич Осипов.
Евгений Онищенко
"Троицкий вариант", №2N (807) 29 апреля 2008 г. (скачать номер в pdf)