Хорошая новость. Завтра, в четверг на заседании правительства будет рассматриваться антикризисная программа. Ну и что, что в прошлую среду такая же была! Новую новость вообще трудно выдумать. Не будет ничего дурного в том, что в наше трудное время на каждом заседании будут рассматривать по антикризисной программе.
На этот раз с программой выступает Маслюков.
Программа заслуженного плановика, как известно, должна опираться на разработки советских академиков, распечатанные газетами пару недель назад, сразу после утверждения Примакова в премьерах. Программа академиков потрясла тогда забытой фразеологией и стилем «прогрессивных» экономических постановлений горбачевского времени («использование научно-производственного потенциала», «производство реальных благ», «спекулятивная финансово-посредническая деятельность» и пр.). Карикатурное благодушие оттаявших благодаря политическому бардаку мамонтов совэкономической мысли замыкалось на идее, что, если напечатать деньги и раздать их людям, то те - понесут их в магазины, а отечественный производитель, узнав про то, начнет, используя богатейший научно-производственный потенциал, немереное производство реальных благ.
Впрочем, несчастные академики нарисовали вполне целостную картинку, по крайней мере - в смысле ее полного несоприкосновения с реальностью и благородства цели: расцвет отечественной промышленности на благо всех, кто честно трудится. Это, по сути, скорее психологический документ. - Но коммунист-плановик Маслюков на то и «профессионал высочайшего класса», чтобы превратить эти воздушные замки во что-то, если и не столь всеобъемлющее и прекрасное, но зато - вещественное. Практик, как сказал товарищ Зю: знает реальную экономику, военно-промышленный комплекс.
Мотив «социальной» эмиссии, т.е. печатания денег на зарплаты и пенсии, в его завтрашней программе сохранился. Напечатают, по прикидкам, 100 млрд.руб. Однако самое интересное, конечно, кто и как будет делить деньги. Тут два главных механизма. Самое приятное - создание на базе санируемых проблемных ныне банков единого Государственного банка реконструкции и развития со 100% госкапиталом, который и будет перераспределять деньги в пользу отечественного производителя реальных благ. Однако проникнуться госплановским патриотизмом, столь пристрастным к зарплатам и отечественным благам, придется и прочим банкам, за чем будут особо следить валютные и финансовые контролеры, посылаемые туда комитетом финансовой безопасности. Этот высокий орган, состоящий, по прикидкам, из Геращенко, Маслюкова, Задорнова и еще парочки заинтересованных фигур, и будет делить все деньги, ибо объединит правительственные функции бюджетного распределения с печатными и валютными функциями Центробанка. Собственно - пытливый ум ничто в раскладе сем не удивит, конечно. Хозяйственная система, хорошо известная всем, кто следил за поворотами отечественной экономической истории на рубеже 1980-90х, не нуждается более ни в ком, кроме означенных здесь четырех игроков: правительственное политбюро, распределяющее бабки, симпатичный такой главный банк, который, с одной стороны, выступает как государственный, получая средства из казны, а с другой - как коммерческий, ибо предоставляет кредиты промышленности на коммерческих (хотя и патриотичных) условиях, наконец, - собственно коммерческие банки и еще один неопределенный субъект, так сказать, - друг по переписке под названием «отечественный товаропроизводитель».
Деньги, как все уже догадались, поступают из казны в патриотический промышленный банк, а оттуда - отправляются, натурально, к этому самому производителю. На этом торжественная часть их пути оканчивается. - Т.е. оный производитель по совершенно объективным причинам не сумеет, конечно, их вернуть (как в том анекдоте про кривоногую таксу на собачьих бегах: «ну, не смогла, ну не сумела я!»), а в ряде случаев - даже и получить. Ну, и окончательную, так сказать, очистку, возгонку, если можно так выразиться, до степени некоторой валютной твердости деньги эти будут проходить в коммерческих банках.
Впрочем, предыдущей опыт поддержки отечественной промышленности, приведший к полному исчезновению госказны как онтологического объекта, кое-чему научил, видимо, Маслюкова и Геращенко. Финансовый и валютный контроль и, в частности, введение различных курсов доллара для разных хозяйственных субъектов позволит им, как они, кажется, надеются, на этапе конвертации деревянных в валюту собирать своеобразный налог с ворованных денег для поддержания текущих нужд казны. Делаться это будет при помощи нового механизма торговли долларом, который вводится в действие уже с завтрашнего дня. Суть в следующем. Экспортеры в обязательном порядке сначала будут продавать 25% выручке непосредственно ЦБ по установленному им самим курсу. Затем еще 50% выручки под неусыпным контролем ЦБ и в обязательном порядке они будут продавать на ММВБ импортерам, которым, впрочем, можно будет купить зеленых лишь в объеме уже заключенных ими и документально подтвержденных импортных контрактов. При этом ЦБ будет устанавливать неразумным ценовый коридор, в котором можно торговать долларом. Наконец, на вечерней сессии доллар будет продаваться всем желающим, т.е. выступать в своей классической роли - как средства спасения от национальной валюты. И цена его, понятное дело, будет здесь гораздо выше, ибо должна будет покрывать издержки его льготного приобретения на предыдущих сессиях. - В сущности, примерно такая система существовала в 1991 г. и, видимо, воспоминания оставила о себе у Геращенко и Маслюкова самые теплые.
Вообще, забавная мораль здесь в том, что разработанная и уже активно претворяемая в жизнь схема Геращенко-Маслюкова - классическая для переходной экономики. На этом этапе в условиях высокой инфляции и отсутствия нормального денежного обращения активно разрушаются элементы старой инфраструктуры, а параллельно происходит спекулятивное, но зато быстрое первоначальное накопление. Оно происходит за счет двухуровнего уклада в экономике: на одном уровне «полугосударственном» - заниженный курс доллара, низкая кредитная ставка (см. маслюковский банк реконструкции и развития) и пр., на другом - коммерческий курс доллара, коммерческий кредит и пр. Именно образовавшийся, в результате, этого первоначального этапа капитал, по идее, на следующем этапе способен произвести быструю приватизацию и создать некую основу уже реально работающей экономики. - Скверный анекдот, однако, заключается в том, что мы этот этап уже однажды пережили - в 1988-1993 гг. Таким образом нарисованную программой Маслюкова экономическую эру можно назвать периодом вторичного первоначального накопления. Впрочем, и это не ново. В целом ряде малоразвитых стран, латиноамериканских и африканских, так оно все и устроено: процесс первоначального накопления, затем - требование «порядка» и приход на волне народного возмущения общегосударственным воровством новой аккуратной голодной хунточки, которая устанавливает новые правила игры и начинает новое первоначальное накопление. Так и живут. - Да и правительству Примакова - Маслюкова - Геращенко нужно продержаться недолго - хотя бы год. А там - новые выборы, громкие песни, рейтинги-имиджмейтинги. Лысый Калита против басовитого Ермака. - Неправильной дорогой шагаете, товарищи! - Да?! что вы говорите? не фига себе! а раньше, вроде, говорили, что правильной.-