Карлис Микелсонс, бывший президент концерна Latvenergo (Латвия):
До 2020 года будет работать балтийско-скандинавский рынок. В какой-то мере и Россия тоже будет интегрирована в этом рынке. Но поскольку она уже присутствует на скандинавском рынке, я думаю, она тоже будет интегрирована и в этом рынке, и если здесь будут три станции, возникает два вопроса. Первый: каким образом смотреть на надежность самой энергосистемы, а второй - инвестиции. А если смотреть на рынок, то это будет общий рынок электроэнергетики – скандинавско-российско-прибалтийский, и все в порядке. Выиграет тот, кто будет продавать энергию дешевле. Мне кажется, что строительство трех АЭС в Балтийском регионе похоже на гонку. Думаю, действительно, так оно и будет, выиграет тот, кто будет первым.
Понятно, что если первой будет Балтийская АЭС, то она быстрее найдет свое место в рынке, быстрееокупятся инвестиции, и всем остальным будет уже гораздо труднее. И для той же Висагинской АЭС тогда будет труднее найти инвесторов.
Участие Латвии в строительстве Висагинской АЭС – вопрос в первую очередь политический. Это нормально. Как в 2006 году было принято решение, что Латвия будет участвовать в Висагинской АЭС при условии, что это будет экономически выгодно, так никаких новостей до сих пор не поступало.
Напомним, что в августе глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис в ходе встречи с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым заявил, что «жителей Литвы особенно заботят аспекты обеспечения защиты окружающей среды и ядерной безопасности этого проекта» Балтийской АЭС и что «в Литве должны быть организованы публичные слушания, как этого требует Конвенция Эспо».