будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2012
Архив проектов

Эксперт: Доклады представителей Японии на международных конференциях заставляют подозревать отсутствие в японской атомной энергетике системного подхода к управлению авариями

Технические ошибки оператора станции и управления стали причиной аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года. К такому выводу пришли авторы окончательного доклада парламентской комиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы. Напомним, ранее сообщалось, что основной причиной стало стихийное бедствие – беспрецедентное землетрясение и цунами. По мнению авторов доклада, оператор АЭС компания ТЕРСО, ни государственные институты, призванные следить за деятельностью энергокомпаний в атомной сфере, не продумали и не были готовы «к ущербу от землетрясения и цунами, к серьезной техногенной аварии, к необходимости обеспечить и гарантировать безопасность населения».

Александр Суслов, начальник лаборатории отделения ВВЭР Института атомных станций Курчатовского центра ядерных технологий НИЦ «Курчатовский Институт»:

Комиссия по независимому исследованию аварии на АЭС «Фукусима» была создана специальным актом японского парламента в октябре 2011 г. В состав комиссии вошли два медика, два юриста, сейсмолог, химик, журналист, пишущий о науке, специалист по международному сотрудничеству, председатель общества торговли и промышленности префектуры Фукусима и дизайнер социальных систем.

Целью работы комиссии было исследование прямых и косвенных причин аварии и ущерба, причиненного аварией, а также оценка эффективности аварийного реагирования на АЭС и выработка рекомендаций по предотвращению аварий на АЭС.

Комиссия получила право запрашивать любые необходимые документы и свидетельства. Комиссия также получила ряд директив от обеих палат парламента по направлениям исследований аварии. В частности, комиссии было предложено сосредоточиться в своей работе на безопасности населения в случае аварии, а не на безопасности самих ядерных реакторов.

За полгода работы комиссия подготовила доклад для парламента Японии. На английском языке опубликована пояснительная записка к докладу, а полная версия доклада на английском языке будет выпущена позже.

Комиссия сделала важное заключение о фактическом сговоре между надзорными органами и эксплуатирующей организацией TEPCO. При понимании возможных последствий от масштабного цунами TEPCO не торопилась реализовывать меры по повышению безопасности АЭС в соответствии с требованиями принятых нормативных документов, а надзорные органы разрешили эксплуатирующей организации не учитывать возможность полной потери источников переменного тока на АЭС ввиду малой вероятности этого события.

Это заключение стало основанием для комиссии назвать аварию на АЭС «Фукусима» делом рук человека. Более того, по мнению председателя комиссии Киеси Курокава, эта авария должна называться «Сделано в Японии». Ее фундаментальные причины следует искать в укоренившихся традициях японской культуры: рефлекторное повиновение, нежелание ставить вопросы перед властями, привязанность к «следованию программе», приверженность групповому поведению, изолированность.

Главный вывод комиссии: чтобы предотвратить будущие аварии, необходимо провести фундаментальные реформы японской энергетики, относящихся к ней правительственных и регулирующих органов, а также эксплуатации АЭС.

Пояснительная записка к докладу представляет большой интерес. Резкость и прямота оценок и заключений подтверждает, что комиссия была независимой в своих выводах.

Для специалиста в области безопасности АЭС в пояснительной записке не хватает технических аспектов в выводах и рекомендациях. Правда, трудно требовать технических рассмотрений при таком составе комиссии. Возможно, отсутствие технических специалистов в составе комиссии было осознанным шагом.

И последнее замечание: доклады представителей Японии на последних международных конференциях по управлению тяжелыми авариями (2001 и 2009 гг.) заставляют подозревать отсутствие в японской атомной энергетике системного подхода к управлению авариями. Даже понятие «Руководство по управлению тяжелыми авариями», ставшее уже привычным в нашей отрасли и встречающееся в стандартах МАГАТЭ, в японских докладах не использовалось.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).