Технические ошибки оператора станции и управления стали причиной аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года. К такому выводу пришли авторы окончательного доклада парламентской комиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы. Напомним, ранее сообщалось, что основной причиной стало стихийное бедствие – беспрецедентное землетрясение и цунами. По мнению авторов доклада, оператор АЭС компания ТЕРСО, ни государственные институты, призванные следить за деятельностью энергокомпаний в атомной сфере, не продумали и не были готовы «к ущербу от землетрясения и цунами, к серьезной техногенной аварии, к необходимости обеспечить и гарантировать безопасность населения».
Александр Суслов, начальник лаборатории отделения ВВЭР Института атомных станций Курчатовского центра ядерных технологий НИЦ «Курчатовский Институт»:
Комиссия по независимому исследованию аварии на АЭС «Фукусима» была создана специальным актом японского парламента в октябре 2011 г. В состав комиссии вошли два медика, два юриста, сейсмолог, химик, журналист, пишущий о науке, специалист по международному сотрудничеству, председатель общества торговли и промышленности префектуры Фукусима и дизайнер социальных систем.
Целью работы комиссии было исследование прямых и косвенных причин аварии и ущерба, причиненного аварией, а также оценка эффективности аварийного реагирования на АЭС и выработка рекомендаций по предотвращению аварий на АЭС.
Комиссия получила право запрашивать любые необходимые документы и свидетельства. Комиссия также получила ряд директив от обеих палат парламента по направлениям исследований аварии. В частности, комиссии было предложено сосредоточиться в своей работе на безопасности населения в случае аварии, а не на безопасности самих ядерных реакторов.
За полгода работы комиссия подготовила доклад для парламента Японии. На английском языке опубликована пояснительная записка к докладу, а полная версия доклада на английском языке будет выпущена позже.
Комиссия сделала важное заключение о фактическом сговоре между надзорными органами и эксплуатирующей организацией TEPCO. При понимании возможных последствий от масштабного цунами TEPCO не торопилась реализовывать меры по повышению безопасности АЭС в соответствии с требованиями принятых нормативных документов, а надзорные органы разрешили эксплуатирующей организации не учитывать возможность полной потери источников переменного тока на АЭС ввиду малой вероятности этого события.
Это заключение стало основанием для комиссии назвать аварию на АЭС «Фукусима» делом рук человека. Более того, по мнению председателя комиссии Киеси Курокава, эта авария должна называться «Сделано в Японии». Ее фундаментальные причины следует искать в укоренившихся традициях японской культуры: рефлекторное повиновение, нежелание ставить вопросы перед властями, привязанность к «следованию программе», приверженность групповому поведению, изолированность.
Главный вывод комиссии: чтобы предотвратить будущие аварии, необходимо провести фундаментальные реформы японской энергетики, относящихся к ней правительственных и регулирующих органов, а также эксплуатации АЭС.
Пояснительная записка к докладу представляет большой интерес. Резкость и прямота оценок и заключений подтверждает, что комиссия была независимой в своих выводах.
Для специалиста в области безопасности АЭС в пояснительной записке не хватает технических аспектов в выводах и рекомендациях. Правда, трудно требовать технических рассмотрений при таком составе комиссии. Возможно, отсутствие технических специалистов в составе комиссии было осознанным шагом.
И последнее замечание: доклады представителей Японии на последних международных конференциях по управлению тяжелыми авариями (2001 и 2009 гг.) заставляют подозревать отсутствие в японской атомной энергетике системного подхода к управлению авариями. Даже понятие «Руководство по управлению тяжелыми авариями», ставшее уже привычным в нашей отрасли и встречающееся в стандартах МАГАТЭ, в японских докладах не использовалось.