Американская компания Westinghouse подтвердила свой отказ от инвестиций в сооружение седьмого блока единственной действующей болгарской АЭС «Козлодуй», сообщили болгарские СМИ со ссылкой на президента Westinghouse по рынкам Европы, Ближнего Востока и Африки Ива Браше. "Мы уже заявляли об этом несколько раз, в том числе и журналистам, быть инвестором — не является практикой для Westinghouse", — сказал Браше, добавив, что его компания не изменит стратегию в отношении сооружения нового энергоблока АЭС «Козлодуй». Поскольку вопрос с финансированием строительства не решен, а у Софии нет на это денег, то перспективы проекта оказались неопределенными.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
Американский энергетический гигант Westinghouse уже много десятилетий не меняет своего отношения по вопросу соинвестирования в реализуемые ими проекты – компания финансированием своих проектов не занимается. Можно долго рассуждать, хорошо или плохо это, но это позиция компании, которую надо принять как данность. Поэтому непонятно, почему болгарская сторона рассчитывала на то, что в случае с АЭС «Козлодуй» эта позиция изменится. Да, у Болгарии есть желание достроить АЭС, но при этом нет средств, в этом случае можно было бы обратиться за помощью либо к международным организациям, либо к более богатым государствам Европы, либо к крупнейшим частным банкам мира. Но делать ставку на помощь потенциального подрядчика, при том, что он ясно давал понять, что финансировать строительство не будет, было весьма самонадеянно.
Есть и ещё один вариант выхода из сложившейся ситуации. Если намерение Болгарии развивать атомную энергетику твёрдо, то стране имело бы смысл вновь вернуться к проекту АЭС «Белене» (который, состоя из двух современных энергоблоков, снабженных ловушкой расплава, в свое время стоил дешевле, чем один предлагаемый американцами блок на АЭС «Козлодуй»). Россия, в отличие от американской стороны, предлагала Болгарии привлекательные условия по финансированию проекта. Кроме того, Росатом готов активно задействовать местные компании при строительстве АЭС «Белене», что для болгарской экономики было бы совсем нелишним. Понятно, что сейчас Болгария будет анализировать сложившуюся ситуацию, так что быстрого решения о судьбе атомных станций страны вряд ли стоит ожидать. Однако, если у Болгарии сохранится желание развивать атомную энергетику, то с учётом непростого положения экономики страны и необходимости решить через арбитражный суд вопрос неустойки за отказ от реализации проекта «Белене», российское предложение является наиболее конкурентоспособным и болгарской стороне имело бы смысл к нему вернуться.