будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 29, 2017
Архив проектов

Эксперт Института энергетики и финансов: Развитие Арктики без атомного ледокольного флота проблематично

29-30 марта в Архангельске проходит Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Форум проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Центральной темой форума в этом году станет «Человек в Арктике». Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и зарубежных стран для координации подходов в развитии международного сотрудничества, консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях. Мероприятие проводится при участии президента Российской Федерации Владимира Путина и заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:

Программа по освоению Арктики – это довольно долгосрочная программа. Потому что мы, с одной стороны, видим, что есть впечатляющие изменения в технологиях, но, с другой стороны, при текущем уровне цен на углеводороды все-таки далеко не все проекты могут быть эффективны. Хотя на примере того же проекта «Ямал СПГ» мы видим, что идет серьезное освоение. Пусть это не проект на самом шельфе, но во всяком случае в арктической зоне. Мне кажется, что важно говорить не столько о потенциале Арктики с точки зрения ресурсов, сколько о ее транзитном потенциале, так как он будет востребован уже в ближайшие годы.

Ведь Арктика богата не только углеводородными ресурсами. У нас на берегах Северного Ледовитого океана есть месторождения и других полезных ископаемых. Есть и перспективные рыбные ресурсы. Этим ресурсам возобновляемые источники энергии, которые якобы со временем могут вытеснить традиционные, конкуренцию не составят. Для углеводородных ресурсов в перспективе 20-30 лет, по прогнозам и крупнейших международных организаций, и по планам самих нефтяных компаний, которые очень активно идут в Арктическую зону (это не только Россия, но и Норвегия, Канада), здесь есть определенный оптимизм. Я не думаю, что возобновляемая энергетика сможет в мировом масштабе так быстро (за 20-30 лет) вытеснить углеводородную энергетику куда-то на периферию.

Стратегия в этом регионе должна быть нацелена на всестороннее использование потенциала Арктики. Здесь важна и транспортная составляющая, потому что местные ресурсы надо вывозить. Кроме того, важна и военная составляющая, так как надо обеспечивать безопасность границ – в условиях глобального потепления эта задача становится весьма актуальной. В случае с энергетикой для государства важно рассчитывать, с одной стороны, экономический, бюджетный, налоговый эффекты, и уже на основе этого принимать решение – какую помощь оказывать конкретным проектам. Для одних может оказаться эффективным шагом освобождение их от экспортной пошлины или предоставление им льгот по налогу на добычу полезных ископаемых. А другим проектам и предоставление данных льгот может не привести к их окупаемости. Главное, чтобы государство работало в тесной связке с самими компаниями. Второй важный момент – максимальное привлечение разных игроков и создание конкурентной среды в Арктике. Потому что, чем больше желающих участвовать в освоении, тем более выгодные условия может получить и государство, и общество.

В энергокорзине Арктики несомненно есть место и атомной энергетике. В этом регионе для атомной промышленности я бы выделили два магистральных направления. Первое – обеспечение электро- и теплоэнергией небольших поселений. Причем мы понимаем, что добыча полезных ископаемых – это почти всегда энергоемкое производство. В этом случае, если добывать уголь или нефть, и создавать тут же автономные энергетические установки, которые будут использовать природный газ или нефть как топливо, то эффективность таких проектов может быть достаточно серьезно из-за этого снижена. Поэтому первое важное назначение атомной промышленности в Арктике – строительство небольших плавучих атомных электростанций, которые обеспечат электроэнергией такие производства. Второе, не менее важное направление – это обеспечение судоходства в Арктической зоне. Россия обладает уникальным опытом эксплуатации атомного ледокольного флота. Это может приносить достаточно серьезный доход в новых условиях. Потому что сейчас и Китай, и Япония, и Южная Корея имеют серьезный интерес к проводке судов по Северному морскому пути. Это позволяет и экономить время (от 10 суток и более) по сравнению с обычными путями доставки товаров в Европу. С другой стороны этот путь позволяет избежать проблем с пиратством и избежать политически нестабильных регионов, как это сейчас происходит при эксплуатации традиционных морских путей. В этом плане для атомной промышленности здесь могут открываться очень серьезные перспективы.

Тот же ледокольный флот, с одной стороны, занимается обеспечением магистрального судоходства. И тут возможно использование опыта, который был у Атомфлота с Норильским никелем в свое время. Когда накапливается партия товара (это может быть и углеводородное, и любое другое сырье), а затем это все вывозится караваном судов, идущих вслед за ледоколом до портов в том же Баренцевом море или в другой пункт назначения. Допускаю, что этот вариант транспортировки может сократить потребности и затраты на создание и использование, например, традиционных трубопроводов. Просто надо помнить, что использование атомных ледоколов на каких-то маршрутах с не очень высокой интенсивностью будет и не так эффективно. В большей степени атомный флот необходим при организации постоянного судоходства. Самое главное, что он может подхватить и транзитные потоки – они со своей стороны могут серьезно улучшить экономику для Атомфлота и позволят перераспределить часть платы с недропользователей, которые будут разрабатывать месторождения, на сторонних пользователей.

В принципе развитие Арктики без атомного ледокольного флота проблематично. Тем более что у нас есть такой уникальный сервис. Другие страны, кстати, тоже ищут варианты освоения Арктики, но они ограничены в своих возможностях как раз отсутствием атомного флота в их распоряжении. Без такого флота эффективность работы в Арктике серьезно снижается, потому что приходится серьезно планировать проход судов, строить больше хранилищ, учитывать сезонность и много других факторов. Это неизбежно приводит к увеличению стоимости и для субъектов хозяйствования, и в целом для государства, которому придется это поддерживать. Атомный ледокольный флот – наше конкурентное преимущество на десятилетия вперед. Дело в том, что конкуренции в ближайшие годы ждать не приходится. Есть некие планы по созданию такого флота у совсем не арктического Китая, так как имеются серьезные планы по проведению своих торговых судов в Арктической зоне и по работе на шельфовых проектах Арктики. Однако стоит трезво оценивать сроки опытной эксплуатации, по которым ни одна держава в мире с Россией не сравнится. Создание, испытание, наработка такого опыта займет не годы, а десятилетия. Поэтому в ближайшие 10-20 лет составить конкуренцию России на этом поле будет сложно. Надо учитывать, что у нас есть и определенные козыри во внешнеполитической сфере, так как мы пытаемся признать большую часть нашей Арктической зоны – исключительной экономической зоной наших интересов, то работать другим государствам в такой зоне можно только после получения согласования с российской стороной. Если кто-то и будет создавать атомный флот, то вопрос его эксплуатации придется решать либо с нами, либо с нашими соседями по Северно-Ледовитому океану. Хотя я считаю, что именно Северный морской путь в плане развития судоходства наиболее перспективен. Не могу представить себе в зоне влияния США или Канады иных маршрутов в Арктической зоне, где может быть такая же, как у нас, высокая интенсивность движения.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).