Власти Китая дали разрешение на строительство двух атомных энергоблоков мощностью 1000 МВт каждый на северо-востоке страны. Это первый проект, одобренный после аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии. Вторую очередь АЭС «Хунъяньхэ» намерена строить китайская компания CGNPG. Реакторы будут строиться по проекту ACPR1000.
Николай Кузелев, заместитель директора по науке направления «Техногенная диагностика» ЗАО «НИИ интроскопии МНПО «Спектр», профессор НИЯУ МИФИ:
На сегодняшний день Китай остро нуждается в атомной энергетике. Да, там есть реки, но и ГЭС, и ветряные, и солнечные станции навряд ли спасут страну, каждый год задыхающуюся от смога. Китай огромная страна, и по показателю выработки электроэнергии на душу населения им еще далеко до США.
Что касается амбициозных планов Китая к 2020 году довести объем вырабатываемой на АЭС энергии до 58 ГВт, то в одиночку без помощи других стран им, я считаю, не справиться. Выдержать поставленные сроки им будет непросто, но здесь могла бы помочь Россия. Несколько лет назад мы всерьез задавались вопросом – сможем ли строить по нескольку блоков в год. Сейчас, как показала практика, это уже неактуальный вопрос. Наши атомные производства работают, не покладая рук и вовлекая в этот процесс все больше предприятий. Атомная отрасль − одна из немногих отраслей в нашей стране, которая развивается серьезно и целенаправленно.
Не вижу ничего удивительного в том, что Китай возвращается к развитию атомной отрасли. У них нет выхода, и они готовы серьезно и целенаправленно перенимать тот опыт, что есть у ведущих игроков на атомном рынке. Обучение безопасной работе на крупных и потенциально опасных объектах – это на сегодняшний день очень серьезный вопрос. На прошлой неделе мы проводили Всероссийский форум в области контроля диагностики по теме безопасности, анализа рисков, исследований и прогноза работы объектов долгосрочного действия. В нашей стране эти знания собраны в гораздо большем объеме, чем в большинстве стран мира. И хотя мы уже привыкли критиковать обучение, но у нас оно поставлено на достойный уровень. Его готовы покупать наши китайские партнеры, а это, согласитесь, живые деньги. Разумеется, что образование в области мирного атома требует и больших гарантий, и китайцы это понимают.