будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
атомная энергия
Май 3, 2011
Архив проектов

Эксперт: МАГАТЭ под силу исполнять главную роль в изменении законодательства по атомной энергетике

Президент России Дмитрий Медведев предложил дополнить нормативную базу в ядерной энергетике, чтобы избежать дальнейших аварий на АЭС. Пакет предложений был направлен в МАГАТЭ, руководителям стран «Группы восьми», БРИКС и СНГ, сообщила 26 апреля пресс-служба Кремля.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Думаю, что МАГАТЭ под силу исполнять главную роль в изменении законодательства, которую ей отводит российский президент в своих предложениях по безопасному развитию атомной энергетики в мире. Тем более что опыт такой у агентства есть. Важно, чтобы все государства принимали на себя обязательства по безопасному развитию атомной энергетики, исполняли их четко и в полном объеме, в том числе и пуская к себе инспекторов, разрешая проверяющие полеты над своей территорией.

Земля еще не настолько хорошо изучена, чтобы говорить, что где-то есть абсолютно безопасный для АЭС район. Я прекрасно помню, как в 1977 году землетрясение в Румынии отозвалось колебанием почвы в Москве. А казалось бы, здесь такой сейсмически безопасный район, что безопаснее некуда. Конечно, тогда речь шла не про 8 баллов. Однако напомню, что реакторы устояли при землетрясении. Проблемы были как раз с самой обычной инфраструктурой (отключились кабели, не было резервных схем), но на это мало кто обращает внимание. Теоретически на Земле нет безопасных мест, а строить атомные станции надо. Вряд ли стоит запрещать строительство в особо опасных зонах, тогда, пожалуй, придется оставить Японию без АЭС. Как показал японский опыт, станции вполне выдерживают удары стихии, а страдают от их последствий – от выхода из строя неатомных объектов обеспечивающей инфраструктуры.

Возможно, требования к строительству АЭС в сейсмоопасных зонах стоит ужесточить, но только при некоторых условиях, например, – предъявлять больше требований к электростанциям, которые будут строиться в потенциально опасных районах земного шара. И не только сейсмоопасных, но и всех остальных, где страдают от наводнений, селей, лавин и т. д. Требования эти должны быть экономически обоснованными и здравыми. А самое главное, если изменять законодательство, то надо делать хартию или конвенцию, которую все страны, желающие развивать у себя атомную энергетику, должны будут подписать.

Надо чтобы потенциальные строители из ведущих атомных держав, а их не так много в мире, прежде чем соглашаться что-то где-то строить, требовали присоединения к такой конвенции. Такое изменение законодательства не должно быть излишне жестоким, огульным и массовым, потому что это может нанести ущерб нормальному развитию атомной энергетики – образно говоря, как бы нам с водой не выплеснуть и ребенка.

Без сомнения, для безопасности важен аспект обращения с информацией. И тут важно прийти к единому пониманию терминов. Что такое открытость? Насколько прозрачно? Каждый это понимает по-своему. Я полностью согласен, что надо требовать определенной открытости и достоверности информации, объемы которых надо прописать обязательно. Имеет смысл точно сформулировать: что подразумевается под открытостью, прозрачностью и достоверностью информации, какие методы контроля могут применяться, у кого какие полномочия. В принципе в свете последних событий требуется определенная переработка законодательства, посвященного атомной энергетике. Здесь логично сделать так, чтобы государства участвовали в изменении законодательства, но на добровольной основе и с учетом интересов как всего человечества, так и национальных интересов.

Что касается фиксирования ответственности и обязательства государства по немедленному реагированию, которые предлагает Дмитрий Медведев, то тут все не так просто. Ведь в Японии люди находились в состоянии шока, им приходилось решать много других проблем. Государства могут реагировать в случае техногенной катастрофы, но ведь у них не всегда такая полная картина, как у оператора АЭС, например в случае с Фукусимой. Тут важнее на национальном законодательном уровне прописать, что все операторы атомных станций должны моментально информировать государство о том, что происходит, вести постоянный мониторинг и круглосуточную демонстрацию с веб-камер, чтобы можно было принимать своевременные и адекватные решения. Не думаю, что стоит жестко прописывать ответственность государств, так как это может быть использовано для каких-то политических игр внутри государства. Кроме того, сами власти заинтересованы в том, чтобы страна нормально развивалась, и при этом сохранялось и росло ее население, а не выжженная пустыня была.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).