В 2013 году Госкорпорация «Росатом» сэкономила 22 млрд рублей на конкурентных закупках за счет разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора, заявил в ходе круглого стола «Корпоративные закупки. Что принес 223-ФЗ?» на форуме-выставке «Госзаказ-2014» директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом» Роман Зимонас. По его словам, еще 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счет дополнительной проверки начальных максимальных цен. Общий экономический эффект от закупок в атомной отрасли достиг 25,7 млрд рублей. Общий объем экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах).
Анна Шагарова, бизнес-аналитик «ОТС-tender»:
Росатом начал разрабатывать свой отраслевой стандарт закупок в 2009 году. За 5 лет документ претерпел существенные изменения. К написанию последней версии привлекали настоящих профессионалов. Теперь, прочитав стандарт Росатома, поставщик может понять, как устроена закупочная деятельность этой госкорпорации и что нужно сделать, чтобы подать заявку. Еще одна идея, которая мне нравится, реализована не у многих компаний – есть возможность обучения поставщиков в Корпоративной академии Росатома. Причем поучиться на тематических курсах можно даже не сотрудникам Росатома, мне во всяком случае не отказали, когда я позвонила с таким вопросом. И важно, что стоимость обучения в сравнении с другими образовательными центрами там доступная. Сотрудники коммерческих компаний, которые заинтересованы в закупочной деятельности Росатома, вполне могут позволить себе такое. Причем полученную информацию потом можно использовать и в работе.
В Росатоме сейчас внедряется система закупок SAP. Доработка этой системы шла именно под Росатом, и этот факт положительно характеризует компанию, которая не останавливается на достигнутом и проявляет интерес к использованию автоматизации процессов. Есть российский аналог системы SAP-закупок, более простая и легкая во внедрении, но как видим, Росатом легких путей не ищет и к цели идет настойчиво и планомерно, выбирая именно те инструменты, которые эту цель быстрее приблизят.
Если говорить о прозрачности, то я бы ее поделила на две составляющих. Первая - это прозрачность нормативных документов организации, которая регулирует закупочную деятельность. Вторая − это прозрачность информации для поставщика по вопросам порядка, размещения и способа закупок. И первая им вовсе не нужна, это лишняя информация и не надо ею грузить поставщиков, им и без этого есть, чем заняться. Но именно эта часть информации о закупках должна быть открыта и прозрачна внутри самой компании – сотрудникам, совету директоров, чтобы понимать, как и куда расходуются деньги. В Росатоме это понимают и рассматривают закупки и их грамотную организацию как возможность снизить издержки и сделать свою деятельность более эффективной. Зачастую сэкономить 10% на закупках проще, чем поднять продажи на те же 10%.
Открытость и прозрачность информации, образно говоря, правил игры, облегчает Росатому процесс коммуникации с поставщиками. И это понимание идет изнутри, а не по принуждению того же 223-ФЗ. Тем более, что это государственная корпорация и распоряжается она государственными средствами, а прозрачность закупочной деятельности позволяет отслеживать, куда они тратятся. Хотя большинство государственных компаний предпочитают загонять себя в рамки 44-ФЗ, и Росатом, которого 223-ФЗ не пугает, скорее исключение из правил. Я бы порекомендовала и другим государственным компаниям не бояться 223-ФЗ. И они могли бы перенять отношение к поставщику, как к партнеру, а не как к ресурсу. Такое, правда, чаще встречается в коммерческих компаниях. Поэтому вдвойне приятнее, что Росатом тоже пытается выстраивать отношения с поставщиками на партнерских позициях. Это, разумеется, проявление уважения к другим, но и несомненно − признак самоуважения.
Мы с коллегами как-то раз посчитали, что документация даже маленького заказчика составляет порядка 100 листов, плюс три заявки на 350. И это речь идет о небольшой среднестатистической закупке, а закупки Росатома во много-много раз больше. Мы решили узнать, сколько леса необходимо для изготовления определенного количества бумаги. У нас вышло, что одна закупка – это приблизительно 5 кг леса. Представляете, сколько сберег Росатом леса, перейдя на электронные закупки. У нас в России, увы, идея «зеленых» закупок пока еще не так сильно развита, как в Европе. Хотя первые шаги госкорпорация после создания ЕОСЗ в эту сторону уже сделала.