Машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом» холдинг «Атомэнергомаш» намерен стать одним из основных поставщиков оборудования для ледокольного флота России, сообщил генеральный директор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов.
Он отметил, что судостроительное направление является одним из самых перспективных и динамичных в «Атомэнергомаше».
«Совокупные возможности наших предприятий "ОКБМ Африкантов", "ЗиО-Подольск", "Энергомашспецсталь", а также института приборостроения ОАО "СНИИП", позволяют нам стать в перспективе одним из ведущих поставщиков для ледокольного флота и флота ВМФ, в том числе реакторов, корпусного оборудования, систем контроля и управления, заготовок и комплектующих», - пояснил Некипелов.
По его словам, на предприятиях «Атомэнергомаша» сейчас в активной стадии находится изготовление реакторной установки для головного атомохода нового поколения «Арктика», а общий портфель заказов холдинга на оборудование для этого ледокола составляет около 10 миллиардов рублей.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Расширение сферы деятельности Атомэнергомаша совершенно оправданно. Практически с момента создания компании было ясно, что изготовлением различного оборудования, машин и механизмов для атомной энергетики она не ограничится, ей есть что предложить и другим отраслям. И если раньше основные усилия компании были направлены на выполнение многочисленных заказов Росатома, то теперь, после проведённой модернизации ряда предприятий компании и выросших производственных мощностей, она может без ущерба для своей основной деятельности предложить свою высокотехнологичную продукцию как потребителям в России, так и за рубежом.
Особо стоит отметить, что Атомэнергомаш предлагает именно то, что наиболее востребовано в настоящее время, то есть, в компании внимательно следят за конъюнктурой рынка, что повышает её шансы на успех и гарантирует сбыт продукции для судостроения и систем контроля и управления.
Задачи, стоящие перед судостроением, масштабны. Необходимо строить больше судов самых разных типов, вернуть российские судоходные компании на российские верфи, потому что сегодня они размещают заказы за границей. Одной из важнейших задач является восстановление именно гражданского судостроения, потому что ситуация с военным более-менее удовлетворительная. К примеру, в ближайшее время надо будет строить различные суда и платформы для добычи углеводородов на шельфе. Причём использование ядерных силовых установок в мировом судостроении расширяется, а это значит, что практически во всех сегментах судостроения продукция Атомэнергомаша может найти применение. Причём это касается не только российских заказчиков, но и иностранных.
Что касается производства Атомэнергомашем судовых систем контроля и управления, то спрос на них ещё выше, и он постоянно растёт. Многие подобные системы в настоящее время приобретаются за рубежом, а это неизбежно ставит вопрос о зависимости наших корабелов от иностранных компаний, вопрос сохранения национальной безопасности. А с учётом последних событий и введения санкций против нашей страны, это вообще может нанести удар по всему нашему флоту, если такие системы нам откажутся поставлять. Так что готовность Атомэнергомаша производить судовые системы контроля и управления – это не только вопрос импортозамещения и обеспечения безопасности страны, но и вопрос сохранения научной и производственной базы, максимального полного использования и развития того опыта и наработок, которые есть в нашей стране в производстве судовых систем контроля и управления. Нет никакого сомнения в том, что продукция Атомэнергомаша будет пользоваться спросом, причём не только у наших корабелов, но и заграничных, а это значит, что международные заказы принесут компании неплохой доход. В целом, такую диверсификацию деятельности компании можно только приветствовать, причём не только по причинам, названным выше, но и потому, что она укрепляет её положение на рынке в целом, подтверждает технологическое лидерство России в названных направлениях. Остаётся надеяться, что число заказов у Атомэнергомаша в ближайшее время будет увеличиваться, а власти, если потребуется, поддержат её, потому что это в интересах не только российского судостроения, но и всей страны.