С 1966 года бюджеты местного уровня в Японии получили более 2,5 трлн иен (около 33 млрд долл.) доходов, связанных с АЭС, размещенными на территории соответствующих административно-территориальных образований, пишет газета Mainichi Shimbun, основываясь на данных Агентства по природным ресурсам и энергетике Японии, а также местных органов власти. Благодаря субсидиям, налоговым поступлениям и другим платежам финансовое положение городов и поселков в районах размещения АЭС, как правило, лучше, чем других муниципалитетов. При этом ряд административных образований остаются бездотационными благодаря поступлениям от атомных станций. Опубликованные доходы местных бюджетов, связанные с размещением АЭС, образуют субсидии, предусмотренные законодательством об энергетике, принятым в 1974 году (37% от общей суммы 2,5 трлн иен), налог на недвижимость (36%), налог на ядерное топливо, который вводился в 13 префектурах, включая Хоккайдо (27%); а также пожертвования на общую сумму 53 млрд. иен (2%), которые ряд компаний выделяли на местные нужды. Таким образом, отказ Японии от ядерной энергетики обернется существенным финансовым ущербом для целого ряда территорий, заключает издание.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
К сожалению, по России отсутствует достаточно точная общедоступная статистика о влиянии атомной отрасли (и, прежде всего, атомной энергетики) на ситуацию в муниципальных образованиях. Однако в целом можно говорить о том, что муниципалитеты, где расположены АЭС, характеризуются гораздо большей степенью бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетов, причем это не только показатели по муниципалитетам в среднем по стране, но и по многим муниципалитетам в достаточно крупных городах (с относительно сбалансированной экономикой). Такая ситуация возможна потому, что (в отличие, например, от предприятий нефтегазовой отрасли) значительная часть доходов остается на региональном и муниципальном уровнях.
При этом, в последние годы ситуация в таких МО улучшалась значительно быстрее, чем в других муниципалитетах (рост собственных доходов в 1,2-1,7 раза за последние 4 года, а обеспеченность собственными доходами выросла с 0,4-0,5 до 0,7-0,8 и выше). Безусловно, такая ситуация стала возможной благодаря достаточно высоким темпам развития атомной энергетики в России. Так, объем доходов бюджета городского округа Сосновый Бор за 2007-2010 гг. вырос более чем в 1,5 раза (в том числе за счет строительства Ленинградской АЭС-2), сборы по налогу на доходы физлиц выросли более чем в 2 раза, налогу на имущество - более чем в 4 раза. Аналогичная динамика - в отличие от стагнации собственных доходов и роста зависимости от федерального бюджета в большинстве других муниципалитетов страны - наблюдается и по ряду других МО, в которых расположены АЭС.
Не менее важным фактором является и более высокий уровень расходов (в том числе на социальные нужды) в таких муниципалитетах. Более высокий уровень доходов позволяет этим МО поддерживать на относительно высоком уровне качество в образовании, здравоохранении, привлекать молодых специалистов в эти сферы. Это создает не только более благоприятные условия для жителей этих муниципальных образований, но и дает перспективы развития для таких муниципалитетов.