Госкорпорация «Росатом» возглавила рейтинг качества управления закупочной деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным участием 2012 года, который был разработан рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу Национальной ассоциации институтов закупки (НАИЗ). Независимая рейтинговая оценка была проведена «Эксперт РА» в феврале-марте 2013 года. Исследованием были охвачены 16 крупнейших государственных компаний и госкорпораций (нижний порог отсечения по годовой выручке – 25 млрд рублей), совокупные закупки которых в 2012 году превысили 3,5 трлн. рублей. В ходе оценки анализировалось, в какой мере исполняются требования федерального законодательства, регулирующего закупки государственных компаний (федеральный закон №223-ФЗ), а также насколько организация закупок госкомпаний соответствует общепринятым бизнес-практикам в этой области, в том числе с точки зрения прозрачности процедур, антикоррупционных механизмов и соответствия осуществленных закупок годовым планам. Участники рейтинга оценивались по четырем показателям: соответствие системы закупок требованиям законодательства и базовым принципам организации бизнес-процессов в этой области; информационная прозрачность компании; качество системы анонсирования закупок компании и исполнение опубликованного годового плана закупок; использование антикоррупционных механизмов. По результатам рейтинга Госкорпорация «Росатом» с показателем 4,73 заняла первое место в категории «Компании с высоким качеством управления закупочной деятельностью». Второе место заняло ОАО «РусГидро» (4,24), третье - ОАО ФСК ЕЭС (4,2).
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Росатом достиг большого продвижения в части повышения прозрачности закупок, а также того, чтобы создать максимальную конкуренцию и получить соответственно максимально возможную рыночную цену по многим лотам. Если сравнивать закупочную систему Росатома с подобными системами у большинства госкомпаний, то многие из них часто не публикуют свои лоты на долгий период, чтобы производители могли подстраиваться под нужды госкорпорации. У Росатома, в отличие даже от частных компаний, есть возможность для улучшения.
Направлений, по которым Росатому удалось опередить других участников рейтинга, было несколько, так как госкорпорация стремится к максимальной публичности. С этой целью регулярно проводятся ярмарки, где заказчики могут встретиться напрямую с производителями оборудования, рассказать о своих требованиях и перспективах рынка и сотрудничества. И тот факт, что у Росатома, в отличие от многих компаний, понятна перспектива, это тоже плюс. Кроме того, идет успешное внедрение производственной системы Росатома, который стремится к максимальной типизации проектов, особенно в строительстве атомных станций. Соответственно, подрядчик понимает, что если он начнет производитель продукцию для одного блока, то в последующем для него откроется гигантский рынок. Это касается, в первую очередь, нового строительства. Всё это играет позитивную роль в том плане, что из-за такой прозрачности легче работать и заказчику, и исполнителям. Хотя, казалось бы, ярмарки – это не очень современный инструмент, но он себя зарекомендовал, как видим, и у нас, и в развитых странах.