После обращения президента России Владимира Путина к правительству с просьбой решить вопрос о гарантированном энергообеспечении Калининградской области в случае ее изоляции в компании «Интер РАО ЕЭС» заявили о возможности построить в регионе угольную электростанцию мощностью 800 МВт. Стоимость проекта оценивают в $1,5–2 млрд.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Это более чем странный проект. Уже сейчас Калининградская область будет крупным экспортным хабом, потому что планируемые к вводу два энергоблока Балтийской АЭС будут генерировать порядка 15 млрд киловатт часов в год, что в разы превышает текущие потребности Калининградской области. Сохранится старая тепловая генерация, которая в значительной степени связана еще с необходимостью снабжения теплом.
В этом плане строительство еще одной крупной угольной электростанции вряд ли является экономически целесообразным по нескольким причинам. Первая причина напрямую не относится к «Интер РАО» и связана с тем, что в Калининградской области нет соответствующей топливной базы, здесь нет месторождений угля, то есть уголь надо будет привезти откуда-то, скорее всего, либо из портов РФ, то есть из Ленинградской области, или же привезти из Польши, доставить на электростанцию и там уже жечь. Это серьезные дополнительные расходы и не очень понятная логистика. При том, что в целом у нас электроэнергия на угольных станциях только сейчас стала чуть-чуть дешевле, чем электроэнергия на газовых станциях. Скорее всего, эту электроэнергию планируют куда-то экспортировать, но «Интер РАО» не заявляло о каких-то своих планах по экспансии на европейский энергорынок в связи именно с новыми энергопроектами.
Вторая вещь - более прозаичная. «Интер РАО» довольно часто обращается к государству с просьбой о докапитализации, потому что финансировать инвестпрограмму дочерних компаний, в первую очередь ОГК-1, ОГК-3, сейчас материнской компании – «Интер РАО» - достаточно сложно в силу финансовых ограничений. Поэтому в таких условиях развертывание каких-то новых масштабных проектов при проблемах с уже утвержденными государством и уже запущенными в действие инвестиционными проектами, программами выглядит достаточно непонятно. По крайней мере, у профильных госведомств к такому проекту могут возникнуть вопросы: зачем он нужен, если «Интер РАО» пока что не реализовало проекты, уже объявленные на территории РФ, на которые уже сейчас не очень хватает денег и которые сейчас «Интер РАО» пытается вывести в зону относительно стабильной рентабельности.
По оценкам «Интер РАО», себестоимость строительства такой электростанции составляет 2-2,5 тыс. долларов за киловатт установленной мощности. Это нижняя оценка, потому что сейчас строят электростанции более дорогие. Формально у нас есть очень хорошие технологии по сжиганию угля, которые используются в коммерческом секторе. Например, в центре Хельсинки есть ТЭЦ, которая работает на угле и при этом не наносит какого-либо серьезного вреда экологии финской столицы. Но обычно такие технологии очень дороги. Дополнительные фильтры, очистное оборудование - очень серьезно увеличивают стоимость угольных электростанций. Бывают разные оценки, но это существенно выше 3 тыс. долларов за киловатт установленной мощности. Либо «Интер РАО» придется пойти на упрощенную систему очистки, соответственно, тогда будут серьезные загрязнения. И это будет большим ударом не только по экологии региона, но и по экономике, потому что регион в значительной степени курортный, во многом он завязан на рекреационные услуги. Также будут проблемы с нашими соседями, которые специализируются на этом, и которые очень серьезно следят за экологией. Или же если «Интер РАО» пойдет по пути реализации проекта, соответствующего мировым стандартам в плане очистки выбросов, то окажется, что изначально заявленные капиталовложения будут серьезно превышены. Ни тот, ни другой путь для «Интер РАО» в текущих, как сама компания признает, не очень простых условиях, складывающихся на том же российском рынке электроэнергии, не является привлекательным и оптимальным.