Впервые в истории арктического мореплавания по трассам Северного морского пути прошел танкер-газовоз Ob River с грузом сжиженного природного газа. Обеспечением безопасной ледовой проводки танкера занимались атомные ледоколы «Вайгач» и «50 лет Победы» Росатомфлота (входит в ГК «Росатом»). На борту газовоза, зафрахтованного ОАО «Газпром маркетинг и трейдинг» находилось около 135000 куб. м сжиженного природного газа. Уникальность работы заключалась в том, что сжиженный природный газ впервые был транспортирован по трассам Северного морского пути. Ширина газовоза составляет 45 метров, что в ноябре могло стать сложностью при обеспечении проводки. Однако, благодаря профессиональным действиям экипажей газовоза и атомоходов Росатомфлота, уникальная операция была проведена в рекордно короткие сроки. Атомный ледокол «Вайгач» ФГУП «Атомфлот» взял судно под проводку 9 ноября в 22.00 в районе Карских ворот. В западной части пролива Вилькицкого к обеспечению проводки присоединился ледокол «50 лет Победы». 18 ноября в 21.20 Ob River покинул СМП. Таким образом, по Севморпути газовоз шел 9 суток, средняя скорость составила 12,5 узлов.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Транспортировка газа – это очень перспективный вариант развития Северного морского пути. С одной стороны, расширение периода относительно свободного судоходства позволяет проводить большее число судов. С другой стороны, при разработке многими компаниями месторождений, и не только нефти и газа, но и руды цветных металлов (и все это в условиях Крайнего Севера), такая транспортировка является одной из самых дешевых. Это тоже повышает актуальность Севморпути. В случае с газом уже есть определенные успехи, пробная проводка с газовозами прошла за 9 суток.
У нас есть определенные проекты по добыче нефти на шельфе Баренцева моря. В более отдаленной перспективе - обнаружены нефтегазоносные проявления на шельфах Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых. Потребуется время для проведения там разведки, затем пробной эксплуатации, пока удастся выйти на промышленный уровень эксплуатации. Отчасти этот вариант транспортировки повышает привлекательность разработки этих северных месторождений. Никаким другим путем ни нефть, ни газ с этих месторождений вывезти не удастся. Строительство каких-либо трубопроводов в условиях Арктики будет и технически неоправданным, и экономически будет стоить очень больших денег.
Кроме транспортировки наших грузов, перевозки по Севморпути могут быть привлекательны и для наших партнеров – и из Европы, и из Азии. Большой интерес уже проявляют многие китайские компании, так как транспортное плечо и путь из Китая и Японии в северо-западную Европу по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал по временным затратам сокращается ощутимо – примерно в два раза. Это позволяет серьезно экономить денежные средства и избежать определенных проблем в районе Суэцкого канала из-за нестабильности ситуации на Ближнем Востоке. До этого были проблемы с сомалийскими пиратами, что тоже не добавляло оптимизма владельцам судоходных компаний.
Сегодня можно говорить, что избавленный от таких напастей Севморпуть контролируется на всем протяжении только одной страной – Россией, и это делает его особо привлекательным. Транзитные потоки могут возрасти достаточно быстро, поскольку не привязаны к конкретным срокам разработки месторождений, да и не ограничиваются только ими. Огромный объем торговли между Европой и странами Восточной Азии частично может быть перераспределен на Северный морской путь, который по своим технико-экономическим характеристикам, особенно в летний период эксплуатации, может составить очень серьезную конкуренцию традиционному морскому пути и имеющимся наземным вариантам транспортировки грузов, например, тому же Шелковому пути, или с использованием новых транспортных коридоров, включающих Транссибирскую магистраль. Все-таки себестоимость транспортировки морским транспортом в разы дешевле.
Сейчас в значительной степени на расклад сил на мировом рынке СПГ влияет спрос и предложение. Рано говорить о влиянии на него Севморпути, но гибкость газового рынка он повысит, так как представляет из себя еще один путь доставки углеводородов в страны Восточной Азии. Тут речь идет о долгосрочной перспективе. Сейчас во всех регионах ощущается избыток газа, поэтому серьезно повлиять на ситуацию мы пока с помощью Севморпути не сможем. Хотя есть определенные страны, в первую очередь Япония, которая серьезно наращивает потребление газа. Более заметным влияние этого пути будет после увеличения объемов перевозимых грузов в 2-3 раза больше, а не 9-12 млн тонн грузов, как в последние годы. Когда поставки газа будут носить не пилотный, а регулярный характер, можно будет говорить о постоянном и долгосрочном влиянии, что без разработки российских месторождений и определении стратегии развития СМП сложно. Я ожидаю, что существенную роль в мировой торговле и торговле газом он начнет играть через 8-10 лет.