Премьер-министр Японии Наото Кан поручил властям префектуры Фукусима ввести запрет на торговлю 11 видами овощей. В правительстве заявили, что в овощах из Фукусимы и в молочных продуктах из соседней префектуры Ибараки был обнаружен уровень радиации, превышающий установленные законом нормы. Министерство здравоохранения Японии рекомендовало населению не потреблять овощи и молоко из указанных префектур. Тем временем, европейские СМИ сообщают, что радиоактивное облако с радиоактивными частицами с японской АЭС достигло Исландии.
Равиль Бакин, заведующий лабораторией систем поддержки принятия решений в кризисных ситуациях ИБРАЭ РАН:
Нормы по содержанию радиоактивных веществ и в воде, и в продуктах питания достаточно жесткие, особенно для детей. Если эти нормы немного превышены, то это больше перестраховка, чем реальная угроза. Изотоп йода - достаточно короткоживущий. Через 2-3 недели его содержание будет гораздо ниже, чем сейчас, и вопрос именно по йоду будет снят с повестки дня. И естественно, что в случае таких аварий определенное опасение вызывают листовые овощи, те, которые растут на открытом грунте. Но эта проблема будет также решена за счет естественного распада йода.
Что касается питьевой воды в Токио, то, к сожалению, мы не знаем реальных источников водоснабжения Токио, поскольку по моим сведениям, такая информация поступила только для одного из районов Токио. И зачастую подобная информация не всегда проверена и достоверна. Что же касается появления радиоактивных веществ в Исландии, можно сказать, что ветровые переносы идут на всей территории земли и какая-то доля всегда добирается до любых точек земли. Поэтому, ничего удивительного в этом нет, но это настолько микроскопические значения, что иногда их просто не все приборы могут даже зафиксировать. Необходимы высокоточные измерения только для того, чтобы зафиксировать сам факт и на этом все. Говорить о каком-то воздействии на здоровье людей тут не приходится.
Нормы в радиационной безопасности чрезвычайно жесткие. То есть тот риск, который грозит при потреблении такой воды, тоже чрезвычайно низок. Это в большей мере перестраховка и в большей мере субъективный подход из опасений, что радиация - это очень серьезное дело. Хотя наверняка в том же Токио в той же питьевой воде хватает и более опасных веществ, чем изотоп йода. Через 3 недели йод просто естественным образом распадется, его не будет.
На сегодняшний день нормы радиационного загрязнения у нас и за рубежом практически близки, поскольку и наши, и зарубежные нормы строятся на базовых принципах, которые предлагает Международный комитет по радиационной защите. Исходя из 1 миллизиверта в год на население рассчитываются производные уровни концентрации того или иного радионуклида, и эти нормы, в принципе, одинаковые во всех странах, кто принял рекомендации МКРЗ, так называемые стандарты МКРЗ по загрязнению.
Потенциальная же опасность радионуклидов для здоровья - величина вероятностная. Пока таких реальных значений, реальных случаев, чтобы сказать, вот человек столько-то съел того или другого радионуклида и вот потом реально зафиксировать какой-либо вред для здоровья - таких просто данных нету. Это все сделано на уровне расчетных значений и предположений. А чтобы статистику получить, сказать, что вот люди поели столько-то и столько-то, и из такого-то количества человек столько-то заболело - просто нет таких данных. Вообще считается, конечно, что один миллизиверт - это рекомендованная Международным комитетом по радиационной защите годовая доза. Но, в то же время, существуют подтвержденные данные, что доза меньше 10 миллизивертов вообще никак особенно на здоровье не влияет. Доза до 100 миллизивертов не приводит к ухудшению здоровья и возникновению тех или иных вредных эффектов - вот такие на сегодняшний день рекомендации МКРЗ.
Дело в том, что кроме техногенных радионуклидов, которые нарабатываются на атомных станциях, предприятиях атомной промышленности, существуют природные радионуклиды, которые содержатся в земле и определяют естественный фон на всей территории Земли. В первую очередь, это, конечно, радон. Как бы ни было странно, но при допустимой дозе для населения в 1 миллизиверт, примерно 3 миллизиверта приходится за год доза от радона на человека. Это только естественный фон. Он определяется радином, калием, уранами продуктами их распада. Если у нас в России фон где-то 0,1-0,2 микрозиверта в час, то существуют районы на территории Индии и Бразилии, где естественный фон в несколько сот раз больше. И там спокойно издавна живут люди. Естественный фон определяется тем, насколько много природных нуклидов в тех или иных почвах. Например, если средний фон по Петербургу около 0,2 миллизивертов, то в районе гранитной набережной он в 2 раза больше за счет того, что гранит содержит много природных радионуклидов. И все это определяется природными радионуклидами.