будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2011
Архив проектов

Эксперт: принятие закона об обращении с РАО – большой шаг в безопасности

29 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За него проголосовали 316 депутатов. Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 декабря 2009 года, рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении 20 января 2010 года, во втором чтении – 28 июня 2011 года. В рамках подготовки документа было рассмотрено более 380 поправок, существенная часть которых нашла свое отражение в окончательном тексте законопроекта. В новой редакции закона содержится норма о запрещении создания новых объектов захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических горизонтах.

Валерий Меньщиков, соруководитель Программы по радиационной и ядерной безопасности «ЦЭПР и МСоЭС», член Совета Центра экологической политики России:

Пока не было в России этого закона о РАО, мы жили как нецивилизованное государство. Потому что все крупные государства, которые имеют атомную энергетику, такие законы имеют не один десяток лет. Я, кстати, начинал разрабатывать еще самый первый закон еще в 1992 году в Верховном Совете СССР как зампредседателя комитета по экологии. Мы начинали эту работу, имея в виду, что как только будет принят закон об использовании атомной энергетики, в связке с ним будет как раз этот закон о РАО. То есть 20 лет мы шли к этому закону.

Причем это же нам не позволило гораздо раньше, имея средства, начинать работу с нашим ядерным наследством от военных программ. Теперь очень важно, что эта ситуация начинает разрешаться. И то, что относится к старому нашему рюкзаку за спиной из последствий огромной работы по ядерному наследию, – это относится к категории федеральных властей и федерального бюджета. А то, что будет копиться дальше на объектах атомной энергетики, это уже дело собственника – Росатома. Это достаточно четкое разделение позволяет достаточно оптимистично смотреть в будущее – мы не будем накапливать дальше очень экологически опасные, в том числе и для населения, отходы. Это первое.

Второе. Конечно, с точки зрения экологов, в этом законе есть моменты, которые нас тревожат. Например, то, что у нас есть несколько объектов глубинного захоронения радиоактивных отходов. Так сложилось исторически. Их больше особенно в зонах оборонных закрытых предприятий. Это продолжение закачки радиоактивных отходов, в том числе и среднеактивных, требует к себе внимание на долгие века. Потому что там и температурный разогрев, и радиолиз. Это вызывает определенные наши опасения, а у некоторых экологов, может быть, даже резко негативную реакцию. Закон о РАО разрешает продолжать эту работу, но запрещает начинать в новых местах. Я понимаю, что нет особых новых технологий, которые бы быстро и не так затратно позволили нам не делать эти закачки в глубинные слои. Но тем не менее, надо экологически сопровождать такие места и все время проводить мониторинг. К сожалению, большая часть – около 90% этих локальных объектов, находится на закрытой территории в ЗАТО, плюс еще на закрытых предприятиях и на специальных участках. Поэтому здесь нам придется только верить на слово объектовым мониторингам, которые делает само предприятие. И всегда будет оставаться элемент недоверия, мол, ребята, вы тут свои цифры рисуете, у вас всегда все благополучно, а мы в этом сомневаемся. Такая конфликтная ситуация пока остается. Однако надо понимать, что это некоторое продолжение работы ядерного топливного цикла, где есть, и совершенно справедливо, закрытые объекты. Закрытые они, в том числе и потому, что в случае терроризма они имеют определенную уязвимость и могут создавать огромную угрозу безопасности. Такая объективность событий остается пока в законе о РАО неразрешимой для того, чтобы успокоить экологов. Это наиболее важный, с точки зрения экологии, момент, который вызывает тревогу и сомнения. Там есть еще ряд соображений по экологии, которыми мы, экологические организации, не удовлетворены. Но моя точка зрения заключается в том, что этот закон все-таки формализует ряд отношений в государстве и делает ответственным за накопление и утилизацию радиоактивных отходов уже самого производителя этих отходов. Это, во-первых. Во-вторых, создается национальный оператор, который будет обладать всеми новейшими технологиями, собирать это в конкретных местах, а не размазывать отходы по всей территории нашего огромного государства. В принятом в третьем чтении законе о РАО есть много позитивных моментов, несмотря на все имеющиеся опасения.

Я лично считаю, что принятие этого закона – большой шаг в безопасности и обращении с радиоактивными отходами. Через какое-то время в него можно будет делать поправки – после того, как мы увидим и очень большие позитивные моменты, и, конечно, определенные недостатки, которые не учли законодатели на сегодняшний день. Пусть этот закон не идеален и не совершенен, с точки зрения экологической позиции. Но все-таки хорошо, что основные заложенные в него законодательные ситуации мешают растеканию отходов по стране (как это было до принятия закона) и отсутствию ответственности, наличие которой очень важно. Они создают определенную и четкую картину – кто и за что отвечает. Я считаю, что мы вовремя приняли этот закон. Правда, спустя 20 лет. Но в любом случае все-таки лучше было принять этот закон сейчас, чем ждать, пока в него внесут все поправки с течением опять же какого-то времени.

У нас определенно есть темы для дальнейших размышлений. Теперь важно, чтобы мониторинг и его результаты были доступны общественности – нам есть над чем дальше работать и куда вносить поправки.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).