Рафаэль Арутюнян, первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор физико-математических наук
Развитие атомной энергетики связано не с какими-то обстоятельствами, а фундаментальными вещами, которые свою роль как играли, так и будут играть. 10 ведущих стран мира производят 80% атомного электричества. Это самые богатые, развитые страны, и никто из них от атомной энергетики отказываться не будет. Если кто-то перепугался, то это его проблемы.
Все тяжелые аварии в атомной энергетике по негативному воздействию на здоровье человека, включая Чернобыль – это пренебрежимо малый фактор в количестве людей, которые страдали, страдают и будут страдать от применения любой другой технологии, включая общую энергетику. Это не случайные вещи в энергетике. Радиационный фактор в ущербе здоровью пренебрежимо мал в самой атомной энергетике по сравнению со всеми жертвами, которые в этой отрасли бывают, например, от травматизма, в том числе и со смертельным исходом. 2500 людей погибают каждый год в общей энергетике, и в авариях с количеством погибших больше 5 человек. И нельзя их сравнивать с придуманными цифрами, которые пытаются обсуждать в связи с Фукусимой. Я уже не говорю про почти 300 тысяч преждевременных смертей, связанных с экологическим воздействием от обычной тепловой энергетики – и это ежегодно. И Чернобыль с его абсурдными придумками о тысячах даже рядом не стоит. Атомная энергетика в общей энергетике 6%, поделите 300 тысяч на 16 – это около 18 тысяч умирало бы еще ежегодно, если бы была не атомная энергетика, а обычная в этом же объеме. И те, кто развивает атомную энергетику, прекрасно понимают эту простую арифметику, и четко знают, что делают.
Сильнейшее землетрясение магнитудой 9, произошедшее 11 марта и последовавшее цунами, спровоцировало поломку системы охлаждения реакторов на АЭС «Фукусима-1». Это в свою очередь вызвало несколько пожаров и взрывов, повлекший за собой выброс радиации как в атмосферу, так и в море, и дестабилизацию радиационного фона в регионах, близких к станции. Вода с концентрацией радиоактивных веществ, превышающей норму в 7,5 миллиона раз, вытекала в море через трещину во втором реакторе.
6 апреля утечку удалось полностью остановить, закачав в поврежденный фундамент около 1,5 тысячи литров силиката натрия, также известного как «жидкое стекло». TEPCO сбросили в море 11,5 тонн воды с относительно низким содержанием радиоактивных веществ, чтобы освободить место в резервуарах для гораздо более опасной воды.
По обновленным данным, жертвами стихийного бедствия стали 12 тысяч 876 человек, еще 14 тысяч 865 человек числятся пропавшими без вести. Во временных убежищах живут порядка 153 тысячи эвакуированных или лишившихся крова людей.