Атанас Тасев, профессор, эксперт по энергетике Неправительственной организации «Болгарский атомный форум (Булатом)»:
Все очень неоднозначно. Надо учитывать, что практически конструкция реактора и системы безопасности сработали совершенно. Станция выдержала землетрясение, хотя это очень старая технология. Все равно они приспособлены к тому, чтобы выдержать даже такое сильное землетрясение. Практически то, что случилось - это так называемое запроектное событие: у них дамба была 2,5 метра. А высота цунами была 10. Такое событие было маловероятно. Это не имеет прямого отношения к безопасности атомных станций. Но существует закон о необходимом многообразии, который говорит о том, что если теоретически есть какая-то возможность чему-то случиться, это случается.
Поэтому сейчас было совещание у еврокомиссара по энергетике Эттингера, где было сказано, что это не означает, что Европа откажется от применения новых ядерных технологий. Просто будут более жесткие правила относительно действия старых атомных станций. Поэтому мой прогноз в том, что, возможно, для многих станций, которые не смогут доказать, что они смогут продлить свою эксплуатацию, ее придется прекратить. А это будет означать, что, во-первых, так или иначе будут строиться новые станции, поскольку, все-таки новые технологии в тысячи раз превосходят по безопасности те, что применялись при строительстве этого американского реактора 40 лет назад. Так что это не означает, что ядерная энергетика не будет развиваться. Она продолжит свое развитие, но только будет еще более жесткий подход к безопасности строящихся станций.
Самое главное, что, в принципе сейчас специалисты в ядерной энергетике - это такая замкнутая каста, которая самодостаточна в информационном, финансовом и прочем плане. Я считаю, что необходимо больше открыться больше перед общественностью, занять более активную позицию, объяснять, какие риски, какие возможности у атомных станций. Потому что, так или иначе, хоть самолеты и падают, но летать на них никто не отказывается. И хоть человечество хочет жить в идеальной среде, но для этого нужна работающая экономика, а в области поставки базисной электроэнергии, которая не зависит от климатических условий, которая инвариантна по отношению к международным котировкам, ценам на углеводороды, у нас есть атомная энергетика. Кроме того, станции, работающие на природном сырье с 2012 года должны будут платить взносы за загрязнение окружающей среды СО2. Так что надо обратиться к общественности и успокоить общественность, хотя сейчас это будет не так просто. Но нам нужно прикладывать усилия в этом направлении.
Мне кажется, что нынешняя ситуация приведет к закрытию энергоблоков с реакторами первого поколения и к последующей замене их реакторами третьего поколения. Ученые доказывают, что жизненный цикл первого поколения реакторов может превысить установленные сроки. Но сейчас, по всей видимости, будет очень жестко. Получится вариант как с первыми четырьмя блоками Козлодуя. Технически они надежны, но, по всей видимости, экономика будет уступать политике, а политика очень зависит от мнения общественности, и придется, видимо, потратить деньги и начинать финансировать и эксплуатировать это новое поколение реакторов.
В Японии после землетрясения магнитудой 9,0, на АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2» после землетрясения был введен режим ЧС из-за выхода из строя систем охлаждения. В субботу, понедельник и вторник на «Фукусиме-1» произошли взрывы на первом, третьем и втором реакторах. Была объявлена эвакуация жителей в радиусе 20 километров. Во вторник правительство Японии сообщило о пожаре на четвертом блоке АЭС, повышении температуры на пятом и шестом блоках, а также об утечке радиации в атмосферу. Уровень радиации на станции представляет угрозу для здоровья.
15 марта Германия временно остановила семь своих старейших атомных реакторов. Страны Евросоюза задумались об изменении стандартов безопасности АЭС.