Украинский НАЭК «Энергоатом» намерен подписать с американской компанией Westinghouse контракт на поставку ядерного топлива для загрузки в три энергоблока АЭС Украины.
Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности:
Сейчас, к сожалению, Украина зачастую не смотрит на экономическую сторону вопроса, не смотрит на вопрос безопасности. Эмоции и политическая целесообразность заменяют и экономику, и соображения экологических рисков. Складывается ощущение, что политические патроны «оранжевой революции» из США сейчас предъявляют некие счета новой украинской власти, которые та должна оплачивать. Я думаю, присутствие американских компаний на Украине будет стремительно расти, фактически, мы будем наблюдать колонизацию Украины, все интересные активы, которые там есть, будут забираться, а неинтересные активы, которые там остались, будут банкротиться. А социальные проблемы будут расхлебывать уже непосредственно жители Украины, Европа и Россия – соседние страны. США далеко, это их волнует мало.
В случае с топливом для атомных станций есть очень серьезный нюанс: это не просто экономика, это вопрос того, насколько переход на работу с топливом «Вестингауза» может быть безопасным. Речь идет о советских реакторах, которые рассчитаны на топливо российского производства, и в этом плане гарантировать бесперебойную работу системы затруднительно. Особенно если еще учесть и фактор растущих политических рисков, когда Украина стремительно погружается в хаос, и вообще весьма сомнительно, что удастся обеспечить безопасность атомных объектов. Именно сейчас, в этой ситуации переходить на другое топливо, которое не приспособлено для этого типа реакторов, – шаг крайне необдуманный.
США преследуют свои экономические интересы. Если на Украине рванет, как в Чернобыле, то это облако до Америки вряд ли доплывет, и все последствия придется расхлебывать Европе и нам, а также соседней Белоруссии, как это, собственно, и было при Чернобыле. Получается, что Украина делает нас и европейцев заложниками своих экспериментов. Европа здесь занимает пассивную позицию, но это не впервой, как с тем же газом. Когда мы говорим, что Украина может оставить уже этой зимой юго-восток Европы без газа, Европа делает вид, что это ее не касается, пытается как-то Украине помочь, не понимая, что Украина делает заложниками европейцев. То же самое с атомом: Европа стоит в стороне, а ведь заложником-то она является. Здесь мы видим, что все, к сожалению, приносится в угоду политической целесообразности, хотя эта история имеет колоссальную значимость и несет в себе колоссальные риски - все мы помним последствия чернобыльской аварии. Никого не хочется пугать и стращать, но вообще тема безопасности атомных станций на Украине, которую Россия пытается поднять и в контексте топлива, и в контексте безопасности станций, нуждается в серьезном осмыслении как минимум на уровне МАГАТЭ, а то и на уровне ООН, если ООН вообще способна еще какие-то вопросы решать.
На Украине власти нет вообще сейчас. Там происходит бардак. Старая власть разогнана, а новая власть не набрана, а если набрана, то они не понимают, что делают. Государство разваливается ежеминутно. И в этой ситуации, когда страна стоит за гранью гражданской войны, кому говорить об атомных станциях? Им сейчас не до этого, танки там идут на Донецк. Сейчас им не до безопасности, но потом не поздно ли будет? Кто за все это будет расплачиваться?