Сотрудничество России и США в области глобального обеспечения ядерной безопасности в 2015 году будет продолжено, заявили в госкорпорации «Росатом» 22 января. Россия и Соединённые Штаты Америки несут особую ответственность за обеспечение безопасности и сохранность ядерных материалов, предотвращение их попадания в руки террористических организаций и надёжную физическую защиту, говорится в сообщении Росатома. В частности, Россией возвращено из 14 стран свежее и облученное топливо исследовательских реакторов с высоким уровнем обогащения по изотопу U-235. Тем самым, отмечают в Росатоме, был устранён риск несанкционированного использования этих материалов, включая потенциальную террористическую угрозу. Сотрудничество будет продолжено и далее: Россия планирует вернуть свежее и облученное топливо высокого обогащения из Узбекистана, Казахстана, Польши. В госкорпорации подчеркивают, что Российская Федерация неукоснительно следует всем международным нормам и правилам по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также физической защиты ядерных установок и материалов на своей территории. Все необходимые мероприятия административно и финансово обеспечены Правительством Российской Федерации. «Мы твердо убеждены, что использование атомной энергии – это стратегическая область, имеющая очень длительные жизненные циклы. Она не может и не должна зависеть от ситуационных изменений политической конъюнктуры. Мы будем готовы к возобновлению сотрудничества, когда к этому будет готова американская сторона – разумеется, строго на основе равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения», - заявляют в Росатоме.
Леонид Гусев, эксперт Аналитического Центра МГИМО(У) МИД РФ:
Тот факт, что Россия играет одну из ведущих ролей в поддержании глобальной ядерной безопасности, не вызывает сомнений. Даже в гораздо более сложные времена наша страна исполняла все свои обязательства в этой сфере. Высказывание «опасений» со стороны США, полагаю, обусловлено не реальной боязнью, что мы можем где-то что-то упустить, а осознанием американской администрацией того факта, что на сегодняшний день Россия в состоянии справиться с задачами, стоящими перед ней в области ядерной безопасности, собственными силами. Очевидно, что в условиях текущей политической конъюнктуры Соединенные Штаты больше устроила бы роль России как ведомого.
Но когда наша атомная отрасль демонстрирует столь впечатляющие успехи, заключая всё новые контракты на поставку высокотехнологичных проектов за рубеж на рынке как в Европе, так и в Азии, естественно, это не может не вызывать недовольства у наших американских конкурентов. А тут еще такая политическая подоплека. С точки зрения поддержания глобальной ядерной безопасности было бы гораздо лучше, если бы американская сторона сама перестала бы создавать новые риски – например, с использованием политического давления вынуждать Украину ставить эксперименты на своих атомных станциях с американским ядерным топливом. Тогда уровень ядерной безопасности в регионе, без сомнения, повысился бы.