Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты плановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011 – 2013 годах на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков АЭС в России. В своём докладе аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов отметил, что согласно решению Правительства Российской Федерации бюджетное финансирование мероприятий Программы деятельности Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 30% до 424,6 млрд. руб. А сроки строительства 7 из 9 строящихся энергоблоков атомных электростанций были, соответственно, сдвинуты. При этом Валерий Богомолов отметил, что увеличение сроков строительства ведет к увеличению стоимости реализации объектов.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
С выводом аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова о том, что увеличение сроков строительства атомных станций ведет к определенному удорожанию стоимости строительства, трудно не согласиться. Однако нельзя не отметить, что в этих, объективно трудных для себя обстоятельствах, Концерн «Росэнергоатом» и Госкорпорация «Росатом» сделали все возможное для решения возникших проблем, в том числе закупив нестандартные материалы для строительства, например сетку цпвс.
К примеру, финансирование строительства АЭС из федерального бюджета в указанный период, а Счетной палатой рассматривались 2011 – 2013 годы, было сокращено на 30% до 424,6 миллиарда рублей, однако суммарное финансирование сократилось всего лишь на 18,4% до 941,8 миллиарда рублей. Это свидетельствует о том, что Росатом изыскал резервы, как собственные, так и привлечённые, и не допустил сокращения финансирования в том же размере, в котором сократило его государство. Я рассматриваю это скорее как заслугу корпорации, которой удалось избежать масштабного сокращения финансирования.
Отсюда – и увеличение размера заимствований корпорации в общем объёме инвестиционного капитала концерна «Росэнергоатом», который составил 63,5 миллиарда рублей из 205 миллиарда рублей. Кроме того, не стоит забывать, что у компании не было возможности существенно повысить доходы, так как тарифы были заморожены. Увеличение заёмных средств в данном случае – свидетельство успешности Росэнергоатома, роста его привлекательности, готовности инвесторов вкладываться в него.
Что касается изменения сроков части проектов по строительству в России новых энергоблоков, что также отмечается в отчёте Счётной палаты, то и им можно найти объяснение. Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в 2008-2010 году, то есть прямо перед рассматриваемым СП периодом, привела не просто к уменьшению потребления электроэнергии, но и к пересмотру в сторону снижения среднесрочных прогнозов этого показателя, что привело к необходимости изменения сроков реализации ряда проектов. Вряд ли бы имело смысл продолжать строить эти блоки прежними темпами, вводить их в строй, но при этом произведённая ими энергия не была бы востребована. Существовала в рассматриваемый период и техническая проблема, которая привела к переносу сроков реализации части проектов. Речь идёт о задаче восстановления ресурса блоков РБМК, из-за чего потребовалось направить часть ресурсов на строительство мощностей, замещающих данный вид блоков мощностей, сняв их с других объектов. Но не везде замедлялись сроки реализации проектов в 2011-2013 годах, к примеру, было ускорено сооружение третьего и четвертого блоков Ростовской АЭС в связи необходимостью обеспечить потребности юга России в электроэнергии.