Государственный секретарь США Хиллари Клинтон совершает визит в Чешскую Республику с целью убедить чешское руководство признать американскую компанию Westinghouse победителем на тендере на строительство второй очереди АЭС «Темелин», стоимость которого оценена в $10 млрд. В американской прессе озвучиваются мнения экспертов, утверждающих, что победа в тендере поможет создать в США 9 тысяч рабочих мест, при этом Чехия сможет диверсифицировать поставки энергоресурсов и снизить тем самым энергетическую зависимость от России. Необходимо обратить внимание, что 29 октября в интервью газете Hospodářské noviny генеральный директор компании Westinghouse Даниэл Родерик категорически отказался от помощи Белого дома: «Westinghouse – это частная компания, которая старается выстроить долгосрочные стратегические отношения с чешским государством и фирмами. Мы здесь не для того, чтобы втянуть в процесс наше правительство, которое будет вмешиваться в ваши энергетические вопросы. Мы с уважением относимся к Чешской Республике и ее энергетической независимости. Если нам и поможет правительство, то сугубо в области регулирования либо общения с чешскими органами. И в этом принципиальная разница между Westignhouse и российским «Атомстройэкспортом».
Тем временем, председатель Государственного комитета по ядерной безопасности Чехии Дана Драбова, говоря о представленных на тендер предложениях, заявила в интервью чешскому телевидению, что все варианты, предложенные тремя участниками тендера на достройку АЭС «Темелин», сопоставимы и соответствуют высоким стандартам безопасности. Говоря об американском предложении, Драбова отметила, что у проекта Westinghouse отсутствуют референции.
Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО:
Тот факт, что американская компания Westinghouse после исключения из тендера на достройку АЭС «Темелин» французской компании AREVA все же решила подключить политические ресурсы в виде поддержки со стороны Госдепартамента и Министерства торговли (несмотря на то, что месяц назад они заявляли, что им политическая помощь не нужна), говорит о том, что в США очень серьезно воспринимают российскую заявку, и именно с точки зрения технологии и коммерции.
Кроме того, в заявке Westinghouse есть слабое место: отсутствуют уже работающие блоки по предложенному проекту, то есть нет референций, о чем уже заявила председатель Государственного комитета по ядерной безопасности Чехии Дана Драбова.
Стоит отметить, что в отличие от Westinghouse, Росатом как раз борется самостоятельно, без использования дипломатических ресурсов, рассчитывая на собственные силы. Тем более, что у России как раз есть референтные блоки на Тяньваньской АЭС. О высоком качестве их исполнения свидетельствует то, что Китай решил строить вторую очередь Тяньваньской АЭС именно по российским технологиям. Кроме того, Россия предлагает высокую степень локализации, высокий уровень привлечения чешских фирм, да и традиция сначала советско-чешского, а затем российско-чешского сотрудничества в атомной отрасли насчитывает более 50 лет.