31 августа из порта Мурманск в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона отправился крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту – более 70 тысяч железорудного концентрата, произведенного на Ковдорском ГОКе ОАО «Еврохим». Проводкой балкера займутся атомоходы Росатомфлота (входит в госкорпорацию «Росатом»). Sanko Odyssey принадлежит японской судовой компании «Sanko Line». Для японцев это будет первый случай использования Севморпути. Напомним, что днем ранее танкер «Владимир Тихонов» типоразмера «суэцмакс» установил новый рекорд скорости прохождения Северного морского пути. Преодоление Севморпути заняло у него всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Он стал самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе. Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса «Коммунары Николаева» привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.
Валерий Ипполитов, заместитель директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики:
Конечно, этот путь очень перспективен, поскольку позволяет доставить грузы в максимально короткие сроки. Соответственно, это очень экономически выгодно. В летний период – это точно, но, думаю, что и в межсезонный период можно будет. Атомфлот сейчас хорошо работает, возят туристов, сопровождают корабли.
Ледовая обстановка в целом меняется. Сейчас открывается новая веха в истории Северного морского пути. Танкер «Владимир Тихонов» провели очень быстро, так как сейчас другой, не такой толстый лед, идет же потепление. Вообще лед по крепости, по толщине стал не такой, как был раньше.
Сергей Вахрамеев, аналитик ИФК «Метрополь»:
На самом деле Севморпуть – направление перспективное. Там путь в два раза ближе, чем через Суэцкий канал. Но проблема в том, что по этому пути навигация возможна только в летнее время. Во все остальные сезоны там очень толстый лед и только «Новатэк» там делал пробный запуск в прошлом году. «Новатэк» собирается отправлять сжиженный природный газ по Северному морскому пути. Для этого там собираются развивать атомный ледокольный флот, на что потребуются дополнительные инвестиции, и правительство вроде бы готово поучаствовать в этом, разделить затраты, поскольку частные компании не в состоянии такие суммы освоить. Государство тоже будет совместно развивать атомный ледокольный флот.
К Северному морскому пути есть интерес и со стороны Китая, и со стороны Индии, поскольку они заинтересованы в доступе к российским ресурсам углеводородов, к российским нефти и газу. Но пока что есть только один проект – «Ямал СПГ», который «Новатэк» собирается запустить в 2017 году. Все остальное – разработка арктических месторождений, развитие континентального шельфа, где громадные запасы находятся – дело далекого будущего. Понятно, что оттуда доставлять нефть и газ дешевле и выгоднее морским путем, потому что туда трубу тяжело дотянуть. Поэтому интерес есть.
То, что этот путь короче, чем через Суэцкий канал, однозначно и транспортные расходы, даже с учетом содержания ледоколов, будут ниже. Этот путь будет развиваться. Пробные запуски прошли удачно, теперь самая главная задача – освоить круглогодичную навигацию по этому пути, потому что никому не выгодно доставлять газ или нефть лишь в течение 2-3 месяцев. Поэтому нужно развивать ледокольный флот.