16 июля Государственная дума приняла во втором чтении законопроект об обращении с отходами первого и второго класса опасности.
Документ предполагает создание в России единой государственной системы обращения с высокоопасными отходами (к первому классу опасности относятся отходы, которые наносят непоправимый вред экосистеме, ко второму классу – отходы, при попадании которых экосистема восстанавливается около 30 лет). В рамках создания единой системы должен быть создан федеральный оператор по обращению с отходами первого и второго класса опасности, а также федеральная схема обращения с отходами.
При этом индивидуальные предприятия и компании, работающие на этом рынке, смогут продолжать свою деятельность. Федеральный оператор создается для того, чтобы гарантировать утилизацию особо опасных отходов, которые не могут утилизировать действующие игроки на рынке, сейчас 98% опасных отходов остаются в природе, так как нет мощностей для их переработки. Предложенный правительством законопроект предлагает закрепить функции федерального оператора за госкорпорацией «Росатом». Инициатива обосновывается тем, что Росатом успешно выполнил федеральную целевую программу в сфере обращения с радиоактивными отходами, обладает развитой управленческой и производственной инфраструктурой.
Эксперты обращают внимание на то, что проблема высокоопасных отходов назрела в нашей стране уже давно.
Президент Российского Зеленого креста Сергей Барановский уверен, что пора приступать к ее решению в масштабах всей страны. По его словам, здесь может пригодиться опыт по уничтожению химического оружия, в частности, могут быть использованы бывшие заводы, занимавшиеся этой работой. «В сегодняшнем виде, конечно, их использовать невозможно, надо серьёзно дорабатывать, перестраивать, вкладываться в это. Но это уже потенциальная возможность начать решать проблему опасных отходов, а её надо решать. Эти отходы накапливаются, и их, к сожалению, пока не очень цивилизованным способом накапливают. Где-то закапывают, смешивают с обычными отходами – и всё это делается совершенно неправильно. Это надо останавливать. Нужно следить за процессом, начиная со стадии появления таких отходов, и решить проблему цивилизованным способом, чтобы она не осталась нашим внукам, даже нашим детям, они с ней столкнутся», - уверен Барановский.
Комментируя опасения населения в связи с использованием объектов по утилизации химоружия, он поясняет, что в обществе нет понимания технологии переработки: «Нужно объяснять людям, потому что очень многие возражают, не понимая ни технологии, ни вообще сути проблемы. Им просто интуитивно кажется, что это приведёт к ухудшению экологии, к ухудшению их качества жизни. На самом деле всё как раз наоборот: это решение экологической проблемы, это в конечном итоге для регионов выгодно, потому что появятся дополнительные рабочие места».
Опыт «Зелёного креста» по химическому разоружению показал, что таким путём можно достичь успеха, отмечает он.
Создание прозрачной системы обращения с отходами первого и второго классов опасности просто необходимо, уверена Ольга Плямина, ответственный секретарь Всероссийского общества охраны природы. По ее словам, на сегодняшний день из ежегодного объема опасных отходов утилизируется не больше 1,5%.
«В западных странах система переработки отходов I и II классов опасности развита и успешно функционирует уже несколько десятилетий. Стоит отметить, что в Европе данная система обращения с отходами выстроена под контролем государства. Места расположения выбираются исходя из анализа отходообразования территорий, транспортной инфраструктуры и логистики, доступа к газо-, электро- и теплосетям. Много примеров таких предприятий в Германии, Франции, Финляндии», - рассказывает Плямина.
Александр Веселов, председатель Союза экологов Башкортостана, обращает внимание на то, что сфера обращения с опасными отходами не контролируется и не регулируется государством, она ушла в тень. «Здесь нужно предпринять ряд правовых и организационных мер, а также и надзорных мер, нужна также помощь и правоохранительных органов, поскольку это рынок коррупционный. Очень много злоупотреблений, масса отходов опасных либо закапывается, либо увозится на свалки бытовых отходов. И в результате мы увеличиваем фоновые загрязнения окружающей среды по всем природным сферам, особенно в промышленно развитых регионах. Процветает и криминальный бизнес по обращению с опасными отходами. Отходы передаются крупными предприятиями, госкомпаниями, коммерческими компаниями коммерческим лицензированным фирмам, которые имеют права на обращения с отходами, те передают в свою очередь другой фирме, эти передают дальше и так далее, и потом эти отходы по бумагам теряются», - поясняет он.
Эксперт подчеркивает, что частный бизнес за многие годы не смог решить этот вопрос. «Государство должно и регулировать с помощью законов, и контролировать эту сферу», - продолжает эксперт. Отсутствие контроля приводит к глобальному вреду экологии и здоровью населения, а также деформации рынка отходов. Поэтому участие государства необходимо, уверен Веселов.