Замещение российского топлива на АЭС Украины, анонсированное ранее оператором украинских АЭС НАЭК «Энергоатом», не является вполне законным и несет в себе риски безопасности, поскольку процесс квалификации ядерного топлива «Westinghouse» Государственной инспекцией ядерного урегулирования Украины так и не был закончен, сообщает УНН.
По мнению исполнительного секретаря Украинского ядерного общества Сергея Барбашова, «американское топливо не до конца прошло квалификацию на наших блоках». Это связано с тем, что на этапе опытной квалификации топлива на Южно-Украинской АЭС были обнаружены существенные дефекты, связанные с искривлением тепловыделяющих сборок (ТВС) американского производства.
«Квалификация топлива проведена не до конца. То есть, было загружено определенное количество кассет в два блока на ЮУАЭС, они проработали некоторое количество времени, в целом они показали нормальные результаты, но все же показали, что не до конца конструктивно это топливо доработано», - считает Сергей Барбашов.
По его словам, «просто бездумно только по политическим мотивам брать и заменять российское топливо - это очень опасно, потому что в целом оно технологически недоработано».
«Еще не пройдены все исследования этого топлива в наших реакторах, а это делать необходимо», - уверен Барбашов. По его оценке, этот процесс может занять до пяти лет.
Аналогичного мнения придерживается вице-президент Украинского ядерного общества, бывший директор Ровенской АЭС Владимир Коровкин. «Известно, что были замечания, озвученные несколько лет назад по конструкции ТВС производства Westinghouse. И сейчас непонятно - доработаны они или нет. Надо все внимательно испытать, сначала на одном-двух реакторах, и только если все будет нормально - подписывать контракт о поставках на несколько АЭС», - считает эксперт.
По мнению председателя совета Международного центра «Энергетика и информатика XXI» Михаила Ватагина, эксплуатация ТВС «Westinghouse» опасна из-за нарушения принципа технического единства, когда использование "неродных» комплектующих способно негативно повлиять на работу энергоблока в целом.
«Есть такая вещь, как жесткая взаимозависимость характеристик ТВС с конструкцией активной зоны реактора. И решиться на нарушение этой связи можно только в том случае, если в национальном поле будет совмещение генерального конструктора, научного руководителя и генерального проектанта. Без этого, конечно, можно, но весьма опасно», - считает эксперт.
По мнению Михаила Ватагина, Украине следует внимательно учесть тот факт, что проблемы с американским ядерным топливом также раннее возникали в других странах.
«Наш первый опыт в Украине, как и в Чехии, был отрицательный, несмотря на все предупреждения. Чешский опыт замены топлива ТВЭЛ на "Westinghouse" закончился тем, что выгрузили всю активную зону и поменяли все кассеты на продукцию российского поставщика. А это, между прочим, стоит не менее ста миллионов долларов», - констатирует эксперт.
«Реактор - это некий корпус, цилиндр, внутри которого располагаются ТВС. Все это охвачено единой технологией. На украинских АЭС это российская разработка. Вмешательство в это с другими технологиями связано с определенной опасностью и вряд ли его можно назвать целесообразным», - считает член международного консультативного совета по ядерной безопасности, бывший руководитель Департамента атомной энергетики и промышленности Совета министров СССР Георгий Копчинский.
11 апреля Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и американская компания «Westinghouse» заключили коммерческий контракт на поставку ядерного топлива в Украину в объеме до 3 перегрузочных партий в год сроком до 2020 года. Технические и ценовые параметры контракта не разглашались. В 2013 году Государственная финансовая инспекция Украины оценила убытки НАЭК «Энергоатом» от проблем, связанных с эксплуатацией ядерного топлива «Westinghouse» в объеме 100 млн грн.
Источник: УНН