будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 16, 2009
Архив проектов

«Это капитуляция»

Заявление старшегонаучного сотрудника Института Катона, (Вашингтон, федеральный округ Колумбия);председателя Институт экономического анализа (Москва) Андрея Илларионова передкомитетом по иностранным делам Палаты представителей США на слушаниях “From Competition to Collaboration: Strengthening the U.S.-Russia Relationship” («Отконкуренции к сотрудничеству: укрепляя отношения США и России») вызвалосерьезную медиа-волну в России и в мире– с неточными изложениями, опровержениями,интерпретациями. Мы публикуем полный перевод самого выступления. Источник: СайтКомитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США

 

25 февраля 2009 г.

Председатель Берман, заместительглавы комитета Рос-Летинен, члены комитета, благодарю вас за предоставленную мневозможность поделиться с вами своей точкой зрения на состояние американо-российскихотношений, а также на возможные последствия их укрепления в ближайшем будущем.

 Предварительные замечания

Прежде всего, я хотел бы сделатьнеобходимые предварительные замечания.

- Я гражданин России.

- В течение нескольких лет я занимал различные посты в российском правительстве иадминистрации российского президента.

- Со времени отставки с постов личного представителя российского президента вБольшой восьмерке (шерпы) и советника президента России в 2005 г. я не занималдолжностей ни в одном правительстве и не получал денег ни от правительстваРоссии, ни от правительства США, ни от какого-либо другого правительства.

- Последние два с половиной года я работаю здесь, в Вашингтоне, в ИнститутеКатона – независимой исследовательской организации, не связанной ни с одной политическойпартией США или любой другой страны мира.

- Согласно своему уставу Институт Катона не принимает финансовую поддержку ни отправительств, ни от государственных ведомств и организаций, ни в рамках каких-либогосударственных программ.

- Будучи гражданином России, а также сотрудником Института Катона, я не могу и несобираюсь давать советы ни правительству США, ни уважаемым членам КонгрессаСША. Всё, что я сегодня скажу, следует расценивать как справочную информацию,которую вы вправе использовать так, как сочтете нужным.

- Чтобы я здесь ни сказал, мои слова следует рассматривать как мое сугубо личноепонимание того, каковы интересы российского народа, как сделать Россию демократической,открытой, мирной и процветающей страной, уважаемым членом международногосообщества, надежным партнером других демократических стран, включая и США.Ответственность за всё, что я сегодня скажу здесь, лежит исключительно на мне.

В моем заявлении я коснусь трехвопросов:

- вызововисторического прошлого в американо-российских отношениях;

- вызововнынешнего политического режима в России по отношению к самой России, соседнимстранам и всеобщему миру;

- прогноз того, что может произойти, если подход, провозглашенный нынешнейадминистраций США, будет претворен в жизнь.

Вызовы исторического прошлого в отношениях США и России

Со времени распада Советского Союзаи образования независимой России две администрации США, а именно: администрациипрезидента Билла Клинтона и президента Джорджа Буша-младшего, приступали ксвоим обязанностям с четко сформулированной задачей – улучшить отношения междунашими странами. Каждая администрация начинала свой срок в обстановке большихнадежд на плодотворные двусторонние отношения. Независимо от спецификиподходов, личных симпатий, содержания повестки дня, обе администрации США пыталисьмногое сделать для улучшения отношений США и России; ключевые фигурыадминистрации, включая президентов, уделяли двусторонним отношениям немало времени,сил и внимания. Обе администрации создали специальные органы для развития этихотношений (так называемую комиссию «Гор-Черномырдин» во время администрацииКлинтона и двустороннюю Группу высокого уровня во время администрации Буша). Немалоделегаций пересекло океан; немало времени было потрачено на разговоры; многорешений было принято.

Результаты этих попыток хорошоизвестны. Обе они закончились полным провалом. Россия не смогла полноценновключиться в сообщество современных демократических мирных наций. К концу срокадеятельности каждой из администраций отношения между США и Россией оказывалисьеще хуже, чем в его начале. Завершение срока каждой из администраций характеризовалосьповсеместным разочарованием, разделявшимся как сотрудниками властей обеихстран, так и представителями российского и американского обществ.

Начало работы администрациипрезидента Обамы поразительно напоминает то, как начинали две предыдущиеадминистрации. Мы видим то же желание наладить двусторонние отношения, те жепозитивные заявления, те же многообещающие жесты и визиты. Однако так какполитические режимы ни в той, ни в другой стране по существу не изменились,едва ли можно ожидать, что не повторится уже в третий раз хорошо известнаямодель наших отношений: большие ожидания – глубокое разочарование – полныйкрах.

Поэтому прежде чем применять какую-либоновую стратегию или даже ее формулировать, имеет смысл уделить некоторое времяанализу причин двух предыдущих неудач. По моему мнению, они коренятся в основном:

- в природе нынешнего политическогорежима России;

- в том, что в США недостаточнохорошо понимают внутреннюю логику и намерения российских властей;

- в том, что демократические страны оказываютсянеспособны справиться с вызовами сильных авторитарных режимов;

- в неспособности зарубежныхпартнеров проводить различие между российскими властями и российскими гражданами;

- в том, что США предпочитают использоватьдвойные стандарты в отношении сходных проблем на мировой арене.

 

Природа нынешнего политическогорежима в России

Сегодняшняя Россия – этонедемократическая страна. Международная правозащитная организация Freedom Houseс 2004 года ежегодно в течение последних пяти лет присваивает России статус “Несвободная”.В соответствии с классификацией политических режимов нынешний режим в Россиидолжен трактоваться как жесткий авторитарный. Центральное положение в нынешней российскойполитической системе занимает Корпорация тайной полиции.

Корпорация тайной полиции

Сотрудники Федеральной службыбезопасности – как те, кто состоят на действительной службе, так и те, кто находятсяв отставке[1], - формируют особый род объединения (необязательно институализированного), которое можно назвать братством, орденомили корпорацией. В корпорацию сотрудников спецслужб (КССС) входят преждевсего действующие и бывшие офицеры ФСБ (бывший КГБ), в меньшей степени –представители Федеральной службы охраны (ФСО) и Генеральной прокуратуры.Служащие Главного разведывательного управления (ГРУ) и Службы внешней разведки(СВР) также играют определенную роль. Члены Корпорации связаны друг с другом чувствомпреданности своим организациям, жестким кодексом службы и чести, базовымиповеденческими принципами, куда, помимо прочего, входит принцип взаимнойподдержки в любых обстоятельствах, а также принцип омерты. Так как Корпорацияхранит традиции, иерархии, кодексы и обычаи тайной полиции и службы разведки,ее члены демонстрируют высокую степень повиновения начальству, находящемуся вданный момент у власти, преданность друг другу и весьма строгую дисциплину. Этинормы соблюдаются благодаря как формальным, так и неформальным методампринуждения. Тот, кто нарушает этот кодекс, подлежит суровому наказанию, вплотьдо высшей меры[2].

КССС и российское общество

Члены КССС получили специальноеобразование и тренировку, строго мотивированы и ориентированы на использованиесилы против других людей; в этом их существенное отличие от гражданскогонаселения. Важное различие между правоприменением в современной России иправоприменением в государствах, основанных на верховенстве права, состоит втом, что в первом случае применение силы далеко не всегда означает применениеправа. Часто применение силы означает ее применение безотносительно к праву,часто – наперекор праву. Члены Корпорации воспитываются в духе комплексапревосходства над остальным населением страны. Члены Корпорации убеждены,что именно они являются начальниками и хозяевами страны, превосходящими и презирающими других людей, не являющихсячленами КССС. Члены Копорации обладают привилегиями, в числе которыхесть предметы, дающие реальную власть над остальным населением в современнойРоссии: удостоверение сотрудника ФСБ[3]и право ношения и использования оружия.

Захват государственной власти Корпорацией

С момента восхождения ВладимираПутина к вершинам власти, КССС проникла во все ветви российской власти.Согласно исследованию Ольги Крыштановской[4],люди из спецслужб занимают около 77% из 1016 высших государственных позиций (для26% из них о принадлежности к различным правоохранительным органам открыто говорятих официальные биографии, остальные 51% эту свою принадлежность скрывают)[5]. Основные государственные органы России(президентская администрация, аппарат правительства, налоговая служба,министерство иностранных дел, министерство обороны, парламент, судебнаясистема), а также крупнейшие компании в сфере бизнеса и наиболее важные СМИзахвачены КССС. Поскольку члены КССС контролируют ключевые позиции в наиболееважных государственных институтах, деловых кругах, СМИ, почти все важнейшиеобщественные ресурсы (политические, исполнительной власти, законодательные,судебные, правоприменительные, военные, экономические, финансовые,информационные), оказались сконцентрированными, а в ряде случаев – монополизированнымив руках КССС.

Средства массовойинформации

Независимых средств массовойинформации в России практически не существует. Телеканалы, радио, печатныеиздания подвергаются жесткой цензуре, в то время как пропаганда властей, проповедующаякульт власти и насилия, направлена против демократов, либералов, «западников»,самого Запада, прежде всего США. Уровень антиамериканской пропаганды всегодняшней России несравним даже с советскими временами, по крайней мере, с1970-ми и 1980-ми гг.

Избирательная система

Начиная с 1999 г. в России не былосвободных, открытых, конкурентных парламентских или президентских выборов. Вдвух последних случаях выборы (парламентские в декабре 2007 г. и президентские вмарте 2008 г.)проводились в форме спецопераций и были в массовом порядке фальсифицированы; в каждомиз этих случаев до 20 млн. голосов властями было приписано кандидатам режима.Ни одна из оппозиционных политических партий и ни один оппозиционный политик небыли допущены к участию в выборах; их даже не зарегистрировали в министерствеюстиции. Для сравнения: даже белорусский режим, который нередко называется «последнейдиктатурой в Европе», в сентябре прошлого года позволил оппозиционным политикамучаствовать в парламентских выборах.

Политическая оппозиция

Участников политической оппозиции вРоссии регулярно притесняют, запугивают и избивают спецслужбы режима. Начиная с2006 г.любое собрание оппозиции подвергается жесточайшим атакам штурмовиков испецотрядов ОМОНа; сотни людей были избиты, арестованы и брошены за решетку. Вапреле 2007 г.бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров был арестован в центре Москвы наТверской улице и посажен в тюрьму на пять дней. В тот же день была предпринята попыткаареста бывшего премьер-министра Михаила Касьянова.

Политические заключенные

По данным правозащитных организаций,в стране сейчас примерно 80 политзаключенных, отбывающих сроки от 2 до 9 лет взаключении в тюрьмах и лагерях из-за своих взглядов и политическойдеятельности. Один из наиболее известных российских политзаключенных – МихаилХодорковский, отправленный на 9 лет в сибирский лагерь в Краснокаменске наосновании явно сфабрикованного дела против него и его нефтяной компании ЮКОС.Компания была конфискована и отдана одной из ключевых фигур нынешнегочекистского режима, занимающего сейчас должность вице-премьера в российскомправительстве. Недавно г-на Ходорковского вновь привезли в Москву для нового судапо еще одному сфабрикованному делу – с очевидной целью навсегда оставить его зарешеткой. Опять же для сравнения: политический режим г-на Лукашенко в соседнейБелоруссии, далекий от подлинной демократии, тем не менее освободил четырехпоследних политзаключенных летом 2008 г. Следует заметить, что до недавнего времени Евросоюзприменял против г-на Лукашенко и членов его правительства так называемые «умныесанкции». Насколько мне известно, США до сих пор применяют подобные санкции к членамбелорусского правительства, но не к представителям российского руководства.

Террор

Однако судьба многих других людей, столкновшихсяс режимом, оказалась гораздо хуже. За последние десять лет десятки тысяч людейбыли убиты в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.

Осенью 1999 г. несколько сотенлюдей погибло из-за серии взрывов жилых домов, произошедших в ряде городов страны– от Москвы до Буйнакска в Дагестане. Вопреки заявлениям ФСБ о том, что взрывыпроводили чеченцы, сотрудникам местной милиции с помощью жителей удалосьзадержать нескольких человек, пытавшихся взорвать жилой дом в Рязани. Эти людиоказались сотрудниками ФСБ. Тогда ФСБ заявила, что это были«антитеррористические учения», имевшие целью подложить взрывчатку в подвал домаи проверить уровень «антитеррористической бдительности жителей». После того,как история приобрела огласку, задержанных сотрудников ФСБ по приказу из Москвыотпустили, после чего они скрылись, а взрывы жилых домой в стране прекратилисьтак же неожиданно, как и начались.

Начиная с ноября 1998 г. несколько человек изчисла вероятных кандидатов в президенты, политиков, журналистов, юристов, находившихсялибо в оппозиции, либо просто независимых по отношению к политическому режиму,были убиты или же умерли при весьма подозрительных обстоятельствах. Среди них:лидер партии «Демократическая Россия», депутат парламента Галина Старовойтова;журналист и редактор Артем Боровик; журналист и член партии «Яблоко» ЛарисаЮдина; губернатор Красноярского края генерал Александр Лебедь, занявший третьеместо на президентских выборах 1996 г.; лидер «Движения в поддержку армии», депутатпарламента генерал Лев Рохлин; лидер партии «Либеральная Россия» СергейЮшенков; один из организаторов партии «Либеральная Россия» Владимир Головлев;журналист и один из лидеров партии «Яблоко», депутат парламента Юрий Щекочихин;этнограф Николай Гиренко; журналист и писатель Анна Политковская; журналист ивоенный эксперт Иван Сафронов; заместитель главы Центрального банка РоссииАндрей Козлов; член Национал-большевистской партии Юрий Червочкин; журналист,редактор и один из лидеров Ингушского национального движения Магомед Евлоев;юрист Станислав Маркелов; журналист Анастасия Бабурова. С марта 1999 г. волна политическихубийств вышла за пределы российских границ. В марте 1999 г. Вячеслав Чорновил,лидер партии «Народный рух Украины» и кандидат на пост президента Украины (президентскиевыборы тогда были назначены на осень) погиб в подозрительной автокатастрофенедалеко от Киева; спецслужбы Украины позже квалифицировали это как убийство,инициированное ФСБ. В феврале 2004 г. автомобиль, в котором находились Зелимхан Яндарбиев,бывший президент Чечни, и его пятнадцатилетний сын был подорван в Дохе двумя сотрудникамироссийского посольства в Катаре. Г-н Яндарбиев погиб. В сентябре 2004 г., кандидат на постпрезидента Украины на выборах в ноябре 2004 г. Виктор Ющенко был отравлен и чудомостался в живых. В ноябре 2006 г. бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко былотравлен полонием в центре Лондона и умер.

 

Войны с другимигосударствами

С 2004 г. политический режимРоссии ведет разного рода войны против других государств. Список войн,проведенных за последние 5 лет, уже оказывается весьма внушительным:

- Российско-белорусская газоваявойна 2004 г.;

- Первая российско-украинскаягазовая война, январь 2006 г.;

- Российско-грузинскаяэнергетическая война, январь 2006 г.;

- Российско-грузинская винно-минераловодочнаявойна, март-апрель 2006 г.;

- Российско-грузинская шпионскаявойна, сентябрь-октябрь 2006 г.;

- Российско-эстонская войнапамятников и кибервойна, апрель-май 2007 г.;

- Российско-грузинская война,апрель-октябрь 2008 г.;

- Российско-азербайджанскаякибервойна, август 2008 г.;

- Вторая российско-украинскаягазовая война, январь 2009 г.;

- Масштабная антиамериканская пропагандистскаявойна, 2006-2009 гг.

К российско-грузинской войне, наиболееострая фаза которой началась летом прошлого года, российские власти готовилисьпо крайней мере с февраля 2003 г. Это один из самых серьезных международных кризисов поменьшей мере за последние 30 лет, свидетельствующий об одной из наиболее опасныхтенденций нынешнего времени. В ходе этой войны:

а) впервые со времени вторжения СоветскогоСоюза в Афганистан в 1978 г.произошло массированное использование российских вооруженных сил за рубежом;

б) впервые со времени интервенцииСССР против Чехословакии в 1968 г. произошло одностороннее вторжение в независимуюевропейскую страну;

в) впервые со времени конца 1930-х –начала 1940-х гг. агрессия против независимой европейской страны и оккупациячасти ее территории привели к одностороннему изменению международно признанныхграниц в Европе. Сходство сегодняшних событий с событиями 1930-х гг. обращаетна себя особое внимание и является особенно тревожным.

Уникальность нынешнегополитического режима в России

Одна из наиболее важных особенностейнынешнего политического режима в России состоит в том, что реальнаяполитическая власть в стране принадлежит не одному человеку, не семье, невоенной хунте, не партии и не этнической группе. Власть принадлежит корпорациисотрудников спецслужб. Политическая система, в которой спецслужбы играют решающуюроль, - не такое уж редкое явление. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ в коммунистическомСССР, гестапо в нацистской Германии, САВАК в шахском Иране, - все этиспецслужбы при тиранических режимах имели огромную власть. И всё же ни одной изэтих организаций не принадлежала верховная власть в соответствующей стране. Вовсех предыдущих исторических случаях спецслужбы и их руководство подчинялисьсвоим политическим хозяевам – будь то Сталин, Гитлер или Пехлеви, независимо отстепени чудовищности их действий. Политический режим в современной России поэтомув известной степени уникален, поскольку до сих пор, пожалуй, нигде за всюмировую историю (это верно, по крайней мере, относительно развитых стран в XX иXXI вв.) спецслужбы не захватывали полностью всю политическую,административную, военную, экономическую, финансовую, информационную власть.

Данное утверждение не означает, чтовсё население страны или все члены правительства и все сотрудникигосударственного аппарата являются сотрудниками спецслужб. Среди них многочестных людей и достойных профессионалов, глубоко чуждых чекистским/мафиознымструктурам. Тем не менее не они контролируют сегодняшнее российское государствои не они принимают ключевые решения в нынешней России.

 

Прогноз

Даже при беглом взгляде на эволюциюамерикано-российских отношений в течение последних 10 лет обнаруживаетсяпоразительный факт: в этих двусторонних отношениях практически по всем вопросамамериканская сторона постоянно отступает.

Десять лет назад администрацияКлинтона открыто и энергично выразила свою обеспокоенность нарушают базовыхправ человека в Чечне. Российские власти посоветовали американским партнерам невмешиваться в свои внутренние дела. В конечном счете администрация СШАпослушалась.

В течение последующего времени администрацияСША выражала свою обеспокоенность, недовольство, протест по многим вопросам: обуничтожении свободных СМИ в России; об аресте г-на Ходорковского и захватеЮКОСа; о разрушении правопорядка, избирательной системы, политическойоппозиции; об уничтожении неправительственных организаций, прав собственности(причем не только для российских, но и американских компаний, как, например, Exxon);о политических убийствах; об агрессивной политике по отношению к соседям;наконец, об открытой российской военной агрессии против суверенного государстваи члена ООН Грузии, за которой последовала фактическая аннексия двух грузинскихтерриторий – Абхазии и Южной Осетии, о создании там российских военных баз иразмещении там регулярных войск РФ.

Во всех этих случаях российскаясторона предлагала администрации США заткнуться; и во всех этих случаяхамериканская сторона рано или поздно следовала этому совету. Естественно, никакиесанкции в связи с таким поведением российских властей не применялись.

Недавно США даже возобновилисотрудничество между НАТО и России – меньше чем через 6 месяцев послероссийской агрессии против Грузии, после грубейшего нарушения международногоправопорядка, Устава ООН и Резолюции ООН №3314 от 14 декабря 1974 г.

Недавнее предложение «перезагрузить»американо-российские отношения и «начать отношения с чистого листа» быловстречено чекистами с плохо скрываемой радостью и удовлетворением. Для них этоозначает достижение многого из того, о чем они мечтали. Это «так называемоеМюнхенское заявление» они воспринимают как фактическое согласие нынешней американскойадминистрации с идеей, публично выдвинутой российским руководством прошлымлетом – идеей восстановления власти российских чекистов (спецслужб) впостсоветском пространстве под предлогом наличия так называемых«привилегированных интересов» России в ряде стран. Как видим, эта идеястремительно претворяется в жизнь: создан фонд в размере 10 млрд. долларов;Россия выдает крупные кредиты Киргизии, Белоруссии, Украине; недавно семьюстранами, входящими в состав Организации договора о коллективной безопасности(ОДКБ), заключено соглашение о создании совместных войск быстрого реагирования;обеспечивается плотный контроль – на финансовом и персональном уровне – над СМИв странах бывшего СССР; российские власти постоянно пытаются изменитьполитический режим в Украине и ее прозападный курс и пытаются завершитьзавоевание Грузии.

Последствия провозглашеннойстратегии «сотрудничества», «перехода от конкуренции к коллаборационизму»,«улучшения отношений» с нынешним политическим режимом России предельно ясны.Такого рода поведение со стороны администрации США нельзя назвать даже отступлением.Это даже и не политика умиротворения, всем нам, увы, хорошо известнаяпосле другого мюнхенского решения в 1938 г. Это капитуляция. Этополная, абсолютная и безусловная капитуляция перед режимом спецслужб, чекистов,мафиози и бандитов современной России. Это капитуляция перед властью чекистов надежди стараний российских демократов, а также народов постсоветских государств,мечтающих вырваться из системы, почти целое столетие контролировавшей и терроризировавшейих. Но это еще не всё. Это предельно ясная демонстрация всем демократическим илиберальным силам в России и других государствах бывшего СССР, что США отныне отказываютсядаже морально помогать им в их борьбе против сил прошлого и переходят насторону их смертельных врагов. В результате российский чекистский режим получаетоткрытое приглашение к новым авантюрам в постсоветском пространстве и за егопределами.

Сам термин для обозначения такогорода политики - «коллаборационизм» - выбран не мной; он предложен в самомназвании этих слушаний. Соответственно термин, выбранный для тех, кто будетосуществлять эту стратегию администрации США, уже есть, это - коллаборационисты.Сегодня коллаборационизм между двумя правительствами возможен лишь на условияхроссийского режима и для достижения его целей. Из европейской истории XX векамы знаем, что означает, когда ревизионистская держава задается отчетливой цельювосстановить контроль над своими соседями, а другие державы предпочитают незащищать жертвы от агрессивных нападений, а, наоборот, предпочитают сотрудничатьс агрессором.

Мы знаем также, какими бываютпоследствия коллаборационистской политики: те, кто отступает и капитулирует,получают не мир, но войну, войну с непредсказуемыми и отвратительными последствиями.Не исключено, что и не единственную войну.

Когда мир окажется в таком положении,мы должны помнить, что нас предупреждали.

Спасибо.

[1] Известное заявление ВладимираПутина гласит: «Бывших чекистов небывает».

[2] Выбор полония в случае сотравлением Александра Литвиненко в Лондоне в ноябре 2006 г. обычно связывают стем, что он нарушил кодекс поведения сотрудника ФСБ.

[3] Так называемый «вездеход» -документ, дающий право доступа в любое место, учреждение, здание, на любуютерриторию независимо от ее принадлежности, каков ее статус; является ли этовладение государственным, общественным или частным.

[4] По данным на декабрь 2006 г.

[5] Известна цитата из речи ВладимираПутина во время празднования Дня чекиста в штаб-квартире ФСБ в декабре 1999 г.: «Я хочу доложить,что группа сотрудников ФСБ, направленная в командировку для работы подприкрытием в правительство, на первом этапе со своими задачами справляется».

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).