Заявление старшегонаучного сотрудника Института Катона, (Вашингтон, федеральный округ Колумбия);председателя Институт экономического анализа (Москва) Андрея Илларионова передкомитетом по иностранным делам Палаты представителей США на слушаниях “From Competition to Collaboration: Strengthening the U.S.-Russia Relationship” («Отконкуренции к сотрудничеству: укрепляя отношения США и России») вызвалосерьезную медиа-волну в России и в мире– с неточными изложениями, опровержениями,интерпретациями. Мы публикуем полный перевод самого выступления. Источник: СайтКомитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США
25 февраля 2009 г.
Председатель Берман, заместительглавы комитета Рос-Летинен, члены комитета, благодарю вас за предоставленную мневозможность поделиться с вами своей точкой зрения на состояние американо-российскихотношений, а также на возможные последствия их укрепления в ближайшем будущем.
Предварительные замечания
Прежде всего, я хотел бы сделатьнеобходимые предварительные замечания.
- Я гражданин России.
- В течение нескольких лет я занимал различные посты в российском правительстве иадминистрации российского президента.
- Со времени отставки с постов личного представителя российского президента вБольшой восьмерке (шерпы) и советника президента России в 2005 г. я не занималдолжностей ни в одном правительстве и не получал денег ни от правительстваРоссии, ни от правительства США, ни от какого-либо другого правительства.
- Последние два с половиной года я работаю здесь, в Вашингтоне, в ИнститутеКатона – независимой исследовательской организации, не связанной ни с одной политическойпартией США или любой другой страны мира.
- Согласно своему уставу Институт Катона не принимает финансовую поддержку ни отправительств, ни от государственных ведомств и организаций, ни в рамках каких-либогосударственных программ.
- Будучи гражданином России, а также сотрудником Института Катона, я не могу и несобираюсь давать советы ни правительству США, ни уважаемым членам КонгрессаСША. Всё, что я сегодня скажу, следует расценивать как справочную информацию,которую вы вправе использовать так, как сочтете нужным.
- Чтобы я здесь ни сказал, мои слова следует рассматривать как мое сугубо личноепонимание того, каковы интересы российского народа, как сделать Россию демократической,открытой, мирной и процветающей страной, уважаемым членом международногосообщества, надежным партнером других демократических стран, включая и США.Ответственность за всё, что я сегодня скажу здесь, лежит исключительно на мне.
В моем заявлении я коснусь трехвопросов:
- вызововисторического прошлого в американо-российских отношениях;
- вызововнынешнего политического режима в России по отношению к самой России, соседнимстранам и всеобщему миру;
- прогноз того, что может произойти, если подход, провозглашенный нынешнейадминистраций США, будет претворен в жизнь.
Со времени распада Советского Союзаи образования независимой России две администрации США, а именно: администрациипрезидента Билла Клинтона и президента Джорджа Буша-младшего, приступали ксвоим обязанностям с четко сформулированной задачей – улучшить отношения междунашими странами. Каждая администрация начинала свой срок в обстановке большихнадежд на плодотворные двусторонние отношения. Независимо от спецификиподходов, личных симпатий, содержания повестки дня, обе администрации США пыталисьмногое сделать для улучшения отношений США и России; ключевые фигурыадминистрации, включая президентов, уделяли двусторонним отношениям немало времени,сил и внимания. Обе администрации создали специальные органы для развития этихотношений (так называемую комиссию «Гор-Черномырдин» во время администрацииКлинтона и двустороннюю Группу высокого уровня во время администрации Буша). Немалоделегаций пересекло океан; немало времени было потрачено на разговоры; многорешений было принято.
Результаты этих попыток хорошоизвестны. Обе они закончились полным провалом. Россия не смогла полноценновключиться в сообщество современных демократических мирных наций. К концу срокадеятельности каждой из администраций отношения между США и Россией оказывалисьеще хуже, чем в его начале. Завершение срока каждой из администраций характеризовалосьповсеместным разочарованием, разделявшимся как сотрудниками властей обеихстран, так и представителями российского и американского обществ.
Начало работы администрациипрезидента Обамы поразительно напоминает то, как начинали две предыдущиеадминистрации. Мы видим то же желание наладить двусторонние отношения, те жепозитивные заявления, те же многообещающие жесты и визиты. Однако так какполитические режимы ни в той, ни в другой стране по существу не изменились,едва ли можно ожидать, что не повторится уже в третий раз хорошо известнаямодель наших отношений: большие ожидания – глубокое разочарование – полныйкрах.
Поэтому прежде чем применять какую-либоновую стратегию или даже ее формулировать, имеет смысл уделить некоторое времяанализу причин двух предыдущих неудач. По моему мнению, они коренятся в основном:
- в природе нынешнего политическогорежима России;
- в том, что в США недостаточнохорошо понимают внутреннюю логику и намерения российских властей;
- в том, что демократические страны оказываютсянеспособны справиться с вызовами сильных авторитарных режимов;
- в неспособности зарубежныхпартнеров проводить различие между российскими властями и российскими гражданами;
- в том, что США предпочитают использоватьдвойные стандарты в отношении сходных проблем на мировой арене.
Сегодняшняя Россия – этонедемократическая страна. Международная правозащитная организация Freedom Houseс 2004 года ежегодно в течение последних пяти лет присваивает России статус “Несвободная”.В соответствии с классификацией политических режимов нынешний режим в Россиидолжен трактоваться как жесткий авторитарный. Центральное положение в нынешней российскойполитической системе занимает Корпорация тайной полиции.
Сотрудники Федеральной службыбезопасности – как те, кто состоят на действительной службе, так и те, кто находятсяв отставке[1], - формируют особый род объединения (необязательно институализированного), которое можно назвать братством, орденомили корпорацией. В корпорацию сотрудников спецслужб (КССС) входят преждевсего действующие и бывшие офицеры ФСБ (бывший КГБ), в меньшей степени –представители Федеральной службы охраны (ФСО) и Генеральной прокуратуры.Служащие Главного разведывательного управления (ГРУ) и Службы внешней разведки(СВР) также играют определенную роль. Члены Корпорации связаны друг с другом чувствомпреданности своим организациям, жестким кодексом службы и чести, базовымиповеденческими принципами, куда, помимо прочего, входит принцип взаимнойподдержки в любых обстоятельствах, а также принцип омерты. Так как Корпорацияхранит традиции, иерархии, кодексы и обычаи тайной полиции и службы разведки,ее члены демонстрируют высокую степень повиновения начальству, находящемуся вданный момент у власти, преданность друг другу и весьма строгую дисциплину. Этинормы соблюдаются благодаря как формальным, так и неформальным методампринуждения. Тот, кто нарушает этот кодекс, подлежит суровому наказанию, вплотьдо высшей меры[2].
Члены КССС получили специальноеобразование и тренировку, строго мотивированы и ориентированы на использованиесилы против других людей; в этом их существенное отличие от гражданскогонаселения. Важное различие между правоприменением в современной России иправоприменением в государствах, основанных на верховенстве права, состоит втом, что в первом случае применение силы далеко не всегда означает применениеправа. Часто применение силы означает ее применение безотносительно к праву,часто – наперекор праву. Члены Корпорации воспитываются в духе комплексапревосходства над остальным населением страны. Члены Корпорации убеждены,что именно они являются начальниками и хозяевами страны, превосходящими и презирающими других людей, не являющихсячленами КССС. Члены Копорации обладают привилегиями, в числе которыхесть предметы, дающие реальную власть над остальным населением в современнойРоссии: удостоверение сотрудника ФСБ[3]и право ношения и использования оружия.
С момента восхождения ВладимираПутина к вершинам власти, КССС проникла во все ветви российской власти.Согласно исследованию Ольги Крыштановской[4],люди из спецслужб занимают около 77% из 1016 высших государственных позиций (для26% из них о принадлежности к различным правоохранительным органам открыто говорятих официальные биографии, остальные 51% эту свою принадлежность скрывают)[5]. Основные государственные органы России(президентская администрация, аппарат правительства, налоговая служба,министерство иностранных дел, министерство обороны, парламент, судебнаясистема), а также крупнейшие компании в сфере бизнеса и наиболее важные СМИзахвачены КССС. Поскольку члены КССС контролируют ключевые позиции в наиболееважных государственных институтах, деловых кругах, СМИ, почти все важнейшиеобщественные ресурсы (политические, исполнительной власти, законодательные,судебные, правоприменительные, военные, экономические, финансовые,информационные), оказались сконцентрированными, а в ряде случаев – монополизированнымив руках КССС.
Независимых средств массовойинформации в России практически не существует. Телеканалы, радио, печатныеиздания подвергаются жесткой цензуре, в то время как пропаганда властей, проповедующаякульт власти и насилия, направлена против демократов, либералов, «западников»,самого Запада, прежде всего США. Уровень антиамериканской пропаганды всегодняшней России несравним даже с советскими временами, по крайней мере, с1970-ми и 1980-ми гг.
Начиная с 1999 г. в России не былосвободных, открытых, конкурентных парламентских или президентских выборов. Вдвух последних случаях выборы (парламентские в декабре 2007 г. и президентские вмарте 2008 г.)проводились в форме спецопераций и были в массовом порядке фальсифицированы; в каждомиз этих случаев до 20 млн. голосов властями было приписано кандидатам режима.Ни одна из оппозиционных политических партий и ни один оппозиционный политик небыли допущены к участию в выборах; их даже не зарегистрировали в министерствеюстиции. Для сравнения: даже белорусский режим, который нередко называется «последнейдиктатурой в Европе», в сентябре прошлого года позволил оппозиционным политикамучаствовать в парламентских выборах.
Участников политической оппозиции вРоссии регулярно притесняют, запугивают и избивают спецслужбы режима. Начиная с2006 г.любое собрание оппозиции подвергается жесточайшим атакам штурмовиков испецотрядов ОМОНа; сотни людей были избиты, арестованы и брошены за решетку. Вапреле 2007 г.бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров был арестован в центре Москвы наТверской улице и посажен в тюрьму на пять дней. В тот же день была предпринята попыткаареста бывшего премьер-министра Михаила Касьянова.
По данным правозащитных организаций,в стране сейчас примерно 80 политзаключенных, отбывающих сроки от 2 до 9 лет взаключении в тюрьмах и лагерях из-за своих взглядов и политическойдеятельности. Один из наиболее известных российских политзаключенных – МихаилХодорковский, отправленный на 9 лет в сибирский лагерь в Краснокаменске наосновании явно сфабрикованного дела против него и его нефтяной компании ЮКОС.Компания была конфискована и отдана одной из ключевых фигур нынешнегочекистского режима, занимающего сейчас должность вице-премьера в российскомправительстве. Недавно г-на Ходорковского вновь привезли в Москву для нового судапо еще одному сфабрикованному делу – с очевидной целью навсегда оставить его зарешеткой. Опять же для сравнения: политический режим г-на Лукашенко в соседнейБелоруссии, далекий от подлинной демократии, тем не менее освободил четырехпоследних политзаключенных летом 2008 г. Следует заметить, что до недавнего времени Евросоюзприменял против г-на Лукашенко и членов его правительства так называемые «умныесанкции». Насколько мне известно, США до сих пор применяют подобные санкции к членамбелорусского правительства, но не к представителям российского руководства.
Однако судьба многих других людей, столкновшихсяс режимом, оказалась гораздо хуже. За последние десять лет десятки тысяч людейбыли убиты в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.
Осенью 1999 г. несколько сотенлюдей погибло из-за серии взрывов жилых домов, произошедших в ряде городов страны– от Москвы до Буйнакска в Дагестане. Вопреки заявлениям ФСБ о том, что взрывыпроводили чеченцы, сотрудникам местной милиции с помощью жителей удалосьзадержать нескольких человек, пытавшихся взорвать жилой дом в Рязани. Эти людиоказались сотрудниками ФСБ. Тогда ФСБ заявила, что это были«антитеррористические учения», имевшие целью подложить взрывчатку в подвал домаи проверить уровень «антитеррористической бдительности жителей». После того,как история приобрела огласку, задержанных сотрудников ФСБ по приказу из Москвыотпустили, после чего они скрылись, а взрывы жилых домой в стране прекратилисьтак же неожиданно, как и начались.
Начиная с ноября 1998 г. несколько человек изчисла вероятных кандидатов в президенты, политиков, журналистов, юристов, находившихсялибо в оппозиции, либо просто независимых по отношению к политическому режиму,были убиты или же умерли при весьма подозрительных обстоятельствах. Среди них:лидер партии «Демократическая Россия», депутат парламента Галина Старовойтова;журналист и редактор Артем Боровик; журналист и член партии «Яблоко» ЛарисаЮдина; губернатор Красноярского края генерал Александр Лебедь, занявший третьеместо на президентских выборах 1996 г.; лидер «Движения в поддержку армии», депутатпарламента генерал Лев Рохлин; лидер партии «Либеральная Россия» СергейЮшенков; один из организаторов партии «Либеральная Россия» Владимир Головлев;журналист и один из лидеров партии «Яблоко», депутат парламента Юрий Щекочихин;этнограф Николай Гиренко; журналист и писатель Анна Политковская; журналист ивоенный эксперт Иван Сафронов; заместитель главы Центрального банка РоссииАндрей Козлов; член Национал-большевистской партии Юрий Червочкин; журналист,редактор и один из лидеров Ингушского национального движения Магомед Евлоев;юрист Станислав Маркелов; журналист Анастасия Бабурова. С марта 1999 г. волна политическихубийств вышла за пределы российских границ. В марте 1999 г. Вячеслав Чорновил,лидер партии «Народный рух Украины» и кандидат на пост президента Украины (президентскиевыборы тогда были назначены на осень) погиб в подозрительной автокатастрофенедалеко от Киева; спецслужбы Украины позже квалифицировали это как убийство,инициированное ФСБ. В феврале 2004 г. автомобиль, в котором находились Зелимхан Яндарбиев,бывший президент Чечни, и его пятнадцатилетний сын был подорван в Дохе двумя сотрудникамироссийского посольства в Катаре. Г-н Яндарбиев погиб. В сентябре 2004 г., кандидат на постпрезидента Украины на выборах в ноябре 2004 г. Виктор Ющенко был отравлен и чудомостался в живых. В ноябре 2006 г. бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко былотравлен полонием в центре Лондона и умер.
С 2004 г. политический режимРоссии ведет разного рода войны против других государств. Список войн,проведенных за последние 5 лет, уже оказывается весьма внушительным:
- Российско-белорусская газоваявойна 2004 г.;
- Первая российско-украинскаягазовая война, январь 2006 г.;
- Российско-грузинскаяэнергетическая война, январь 2006 г.;
- Российско-грузинская винно-минераловодочнаявойна, март-апрель 2006 г.;
- Российско-грузинская шпионскаявойна, сентябрь-октябрь 2006 г.;
- Российско-эстонская войнапамятников и кибервойна, апрель-май 2007 г.;
- Российско-грузинская война,апрель-октябрь 2008 г.;
- Российско-азербайджанскаякибервойна, август 2008 г.;
- Вторая российско-украинскаягазовая война, январь 2009 г.;
- Масштабная антиамериканская пропагандистскаявойна, 2006-2009 гг.
К российско-грузинской войне, наиболееострая фаза которой началась летом прошлого года, российские власти готовилисьпо крайней мере с февраля 2003 г. Это один из самых серьезных международных кризисов поменьшей мере за последние 30 лет, свидетельствующий об одной из наиболее опасныхтенденций нынешнего времени. В ходе этой войны:
а) впервые со времени вторжения СоветскогоСоюза в Афганистан в 1978 г.произошло массированное использование российских вооруженных сил за рубежом;
б) впервые со времени интервенцииСССР против Чехословакии в 1968 г. произошло одностороннее вторжение в независимуюевропейскую страну;
в) впервые со времени конца 1930-х –начала 1940-х гг. агрессия против независимой европейской страны и оккупациячасти ее территории привели к одностороннему изменению международно признанныхграниц в Европе. Сходство сегодняшних событий с событиями 1930-х гг. обращаетна себя особое внимание и является особенно тревожным.
Одна из наиболее важных особенностейнынешнего политического режима в России состоит в том, что реальнаяполитическая власть в стране принадлежит не одному человеку, не семье, невоенной хунте, не партии и не этнической группе. Власть принадлежит корпорациисотрудников спецслужб. Политическая система, в которой спецслужбы играют решающуюроль, - не такое уж редкое явление. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ в коммунистическомСССР, гестапо в нацистской Германии, САВАК в шахском Иране, - все этиспецслужбы при тиранических режимах имели огромную власть. И всё же ни одной изэтих организаций не принадлежала верховная власть в соответствующей стране. Вовсех предыдущих исторических случаях спецслужбы и их руководство подчинялисьсвоим политическим хозяевам – будь то Сталин, Гитлер или Пехлеви, независимо отстепени чудовищности их действий. Политический режим в современной России поэтомув известной степени уникален, поскольку до сих пор, пожалуй, нигде за всюмировую историю (это верно, по крайней мере, относительно развитых стран в XX иXXI вв.) спецслужбы не захватывали полностью всю политическую,административную, военную, экономическую, финансовую, информационную власть.
Данное утверждение не означает, чтовсё население страны или все члены правительства и все сотрудникигосударственного аппарата являются сотрудниками спецслужб. Среди них многочестных людей и достойных профессионалов, глубоко чуждых чекистским/мафиознымструктурам. Тем не менее не они контролируют сегодняшнее российское государствои не они принимают ключевые решения в нынешней России.
Даже при беглом взгляде на эволюциюамерикано-российских отношений в течение последних 10 лет обнаруживаетсяпоразительный факт: в этих двусторонних отношениях практически по всем вопросамамериканская сторона постоянно отступает.
Десять лет назад администрацияКлинтона открыто и энергично выразила свою обеспокоенность нарушают базовыхправ человека в Чечне. Российские власти посоветовали американским партнерам невмешиваться в свои внутренние дела. В конечном счете администрация СШАпослушалась.
В течение последующего времени администрацияСША выражала свою обеспокоенность, недовольство, протест по многим вопросам: обуничтожении свободных СМИ в России; об аресте г-на Ходорковского и захватеЮКОСа; о разрушении правопорядка, избирательной системы, политическойоппозиции; об уничтожении неправительственных организаций, прав собственности(причем не только для российских, но и американских компаний, как, например, Exxon);о политических убийствах; об агрессивной политике по отношению к соседям;наконец, об открытой российской военной агрессии против суверенного государстваи члена ООН Грузии, за которой последовала фактическая аннексия двух грузинскихтерриторий – Абхазии и Южной Осетии, о создании там российских военных баз иразмещении там регулярных войск РФ.
Во всех этих случаях российскаясторона предлагала администрации США заткнуться; и во всех этих случаяхамериканская сторона рано или поздно следовала этому совету. Естественно, никакиесанкции в связи с таким поведением российских властей не применялись.
Недавно США даже возобновилисотрудничество между НАТО и России – меньше чем через 6 месяцев послероссийской агрессии против Грузии, после грубейшего нарушения международногоправопорядка, Устава ООН и Резолюции ООН №3314 от 14 декабря 1974 г.
Недавнее предложение «перезагрузить»американо-российские отношения и «начать отношения с чистого листа» быловстречено чекистами с плохо скрываемой радостью и удовлетворением. Для них этоозначает достижение многого из того, о чем они мечтали. Это «так называемоеМюнхенское заявление» они воспринимают как фактическое согласие нынешней американскойадминистрации с идеей, публично выдвинутой российским руководством прошлымлетом – идеей восстановления власти российских чекистов (спецслужб) впостсоветском пространстве под предлогом наличия так называемых«привилегированных интересов» России в ряде стран. Как видим, эта идеястремительно претворяется в жизнь: создан фонд в размере 10 млрд. долларов;Россия выдает крупные кредиты Киргизии, Белоруссии, Украине; недавно семьюстранами, входящими в состав Организации договора о коллективной безопасности(ОДКБ), заключено соглашение о создании совместных войск быстрого реагирования;обеспечивается плотный контроль – на финансовом и персональном уровне – над СМИв странах бывшего СССР; российские власти постоянно пытаются изменитьполитический режим в Украине и ее прозападный курс и пытаются завершитьзавоевание Грузии.
Последствия провозглашеннойстратегии «сотрудничества», «перехода от конкуренции к коллаборационизму»,«улучшения отношений» с нынешним политическим режимом России предельно ясны.Такого рода поведение со стороны администрации США нельзя назвать даже отступлением.Это даже и не политика умиротворения, всем нам, увы, хорошо известнаяпосле другого мюнхенского решения в 1938 г. Это капитуляция. Этополная, абсолютная и безусловная капитуляция перед режимом спецслужб, чекистов,мафиози и бандитов современной России. Это капитуляция перед властью чекистов надежди стараний российских демократов, а также народов постсоветских государств,мечтающих вырваться из системы, почти целое столетие контролировавшей и терроризировавшейих. Но это еще не всё. Это предельно ясная демонстрация всем демократическим илиберальным силам в России и других государствах бывшего СССР, что США отныне отказываютсядаже морально помогать им в их борьбе против сил прошлого и переходят насторону их смертельных врагов. В результате российский чекистский режим получаетоткрытое приглашение к новым авантюрам в постсоветском пространстве и за егопределами.
Сам термин для обозначения такогорода политики - «коллаборационизм» - выбран не мной; он предложен в самомназвании этих слушаний. Соответственно термин, выбранный для тех, кто будетосуществлять эту стратегию администрации США, уже есть, это - коллаборационисты.Сегодня коллаборационизм между двумя правительствами возможен лишь на условияхроссийского режима и для достижения его целей. Из европейской истории XX векамы знаем, что означает, когда ревизионистская держава задается отчетливой цельювосстановить контроль над своими соседями, а другие державы предпочитают незащищать жертвы от агрессивных нападений, а, наоборот, предпочитают сотрудничатьс агрессором.
Мы знаем также, какими бываютпоследствия коллаборационистской политики: те, кто отступает и капитулирует,получают не мир, но войну, войну с непредсказуемыми и отвратительными последствиями.Не исключено, что и не единственную войну.
Когда мир окажется в таком положении,мы должны помнить, что нас предупреждали.
Спасибо.
[1] Известное заявление ВладимираПутина гласит: «Бывших чекистов небывает».
[2] Выбор полония в случае сотравлением Александра Литвиненко в Лондоне в ноябре 2006 г. обычно связывают стем, что он нарушил кодекс поведения сотрудника ФСБ.
[3] Так называемый «вездеход» -документ, дающий право доступа в любое место, учреждение, здание, на любуютерриторию независимо от ее принадлежности, каков ее статус; является ли этовладение государственным, общественным или частным.
[4] По данным на декабрь 2006 г.
[5] Известна цитата из речи ВладимираПутина во время празднования Дня чекиста в штаб-квартире ФСБ в декабре 1999 г.: «Я хочу доложить,что группа сотрудников ФСБ, направленная в командировку для работы подприкрытием в правительство, на первом этапе со своими задачами справляется».