Бывший премьер Черномырдин, как известно, за неимением других дел занялся «публичной политикой». Это неприличное занятие дается ему трудно. Задача Черномырдина в том, чтобы не растерять остатки харизмы, а она у него, как известно, специфическая - «хозяйственная», так сказать. Самое опасное для него - раствориться в рядах политических статистов, зафиксировать исключительность своего положения. Именно поэтому Черномырдин не остался в офисе своей партии, а снял отдельный особняк на Полянке: в сегодняшнем политическом пейзаже он, конечно, не лидер движения НДР, а - «бывший премьер» по должности, это его статусное место. По тем же причинам он поначалу не хотел становится депутатом: депутатство скорее понижает его политический статус, ибо пользуется малым уважением сограждан, а кроме того является традиционным прибежищем «бывших».
С другой стороны, прошедшее со времени отставки время показало, что делать Черномырдину в его особняке как бы нечего. Создавать информационные поводы и делать громкие заявления он не то что не умеет, а - они как-то противоречат его имиджу. (Очень характерно, что Черномырдин промолчал всю предыдущую драматическую неделю, и его исчезновение особенно разительно на фоне известной роли во время кризиса Чубайса.) Кроме того решение идти-таки в депутаты было предопределено победой на выборах в Думу левой руки Черномырдина, несменяемого руководителя аппарата его правительства - Бабичева. Традиционная борьба за влияние между аппаратчиком Бабичевым, контролировавшем движение НДР, и нынешним лидером думской фракции движения Шохиным, перенесенная в стены Думы грозит этой фракции почти неизбежным расколом.
Поведение публичного Черномырдина в последнюю неделю было просто трогательным. Вся страна уже неделю знает, что он будет баллотироваться по газовому Ямало-Ненецкому округу, а Черномырдин еще вчера продолжал темнить, придерживаясь золотого правила осторожного советского руководителя: да и нет не говорить, черное и белое не называть. Очевидно, что прямые высказывания, называющие вещи своими именами, для него противоестественны и психологически почти невозможны. И вчерашние сцены, когда у него спрашивали: от какого округа? - а он начинал что-то про телеграммы из разных мест, пока Шохин не говорил из-за его плеча: от Ямало-Ненецкого - вызывали просто сострадание к Степанычу. - Черномырдин не может находиться в том же пространстве, что и все граждане, признаться, что читает газеты и смотрит телевизор - это разрушает мистерию власти, мистерию невидимой государственной работы, на которой Черномырдин как бы продолжает оставаться, несмотря на формальное пенсионерство. Не может он выступать и как носитель собственной воли. Ему воля не положена. Личная воля - это не серьезно. Черномырдин - человек системы, и только в этом качестве чувствует себя хорошо. - Характерно, что даже вчерашнее решение баллотироваться в Думу было преподнесено не как его личное решение, а как решение фракции. Хотя казалось бы - чего уж там!
Дело даже не в личном страхе ответственности, а в ощущении собственной высшей и государственной функциональности. Но и ответственность таким образом ложится не на самого Виктора Степановича, а на, так сказать, порядок вещей. - Только Черномырдин мог прокомментировать провал собственного правительства знаменитым: «хотели - как лучше, а получилось - как всегда» - и все люди знали и понимали: не Черномырдин виноват, жизнь наша виновата, нечто вечное и в глубине своей дорогое. И это был миг удивительного национального единения.
Однако, что будет, когда Черномырдин станет депутатом? Политические последствия этого, на самом деле, могут оказаться весьма серьезными и привести к значительному перераспределению политических сил. Фракция НДР несомненно станет гораздо более сильной, более того - при условии серьезного финансирования она может расшириться, вобрав в себя независимых и умеренно левых депутатов. Накануне прошлых выборов в Думу была такая идея в Кремле: создать два «лояльных» блока - правоцентристский во главе с Черномырдиным и левоцентристский во главе с Рыбкиным. Рыбкин однако, выступив в роли справедливого мудрого бычка в рекламных роликах, получил законный 1%, а НДР ограничилась 10%, и все на том закончилось. На самом деле ошибка в этой схеме была не только в выборе Рыбкина и назначении его социал-демократом, но и в назначении Черномырдина правоцентристом. Столь же беспочвенны и сегодняшние планы НДР стать правоцентристским объединительным блоком. Крылья черномырдинского движения представляют помянутые уже Шохин и Бабичев. Вот Шохин, действительно, правоцентрист, однако сложение его со старой цековской крысой Бабичевым - ну никак не дает правоцентристского движения.
Вероятный будущий контур политической платформы очерномырденной фракции НДР в Думе можно различить уже во вчерашнем комментарии бывшего премьера по поводу антикризисной программы правительства. Он высказался в том смысле, что надо «лишние призывы убрать, сегодня агитировать никого не надо, надо работать», далее содержательная часть: причем, работать - ВМЕСТЕ, и он, мол, думает, что депутаты и фракции, работая ВМЕСТЕ с правительством, внесут в программу существенные коррективы. - Какие они внесут коррективы, видно уже сейчас, ибо после непродолжительных каникул, пришедшихся в аккурат на прошлую кризисную неделю, думцы вернулись к своей вредительской деятельности (вот, например, сегодня думцы внесли в повестку дня вопрос о «Роснефти» - они, естественно, поставят законность ее продажи под сомнение и поработает, таким образом, на дальнейшее снижение ее стоимости). Таким образом НДР хочет получить максимальные дивиденды из противостояния левой Думы и правого правительства (а кто не хочет?!) и, на фоне отвязанных товарищей товарища Зю, лоббировать более-менее умеренные требования регионалов и крупных промышленных групп. - Это, несомненно, создаст определенное неудобство для исполнительной власти. Ну, например, возможный роспуск парламента осенью, конечно, будет осложнен его присутствием: одно дело распускать безумную коммунистическую Думу и совсем другое - утяжеленную умеренным рыночником Черномырдиным.
Собственно, для Черномырдина это вполне органичная ниша - между коммунистами и либеральным правительством. Однако ее потенциал очень ограничен. Попытки создания «третьей силы», «центристского блока» неизменно проваливались еще с горбачевских времен именно потому, что всегда подразумевали не «сложение» - не консолидацию интересов политического центра, а «вычитание» - игру на непримиримых противоречиях противостоящих сил. Всю недолгую эпоху гайдаровского правительства газеты периодически украшались заголовками типа «Вольский берет власть». Аркадий Вольский, лидер союза промышленников и предпринимателей, действительно, казался почти неизбежным умеренным преемником непопулярных либералов. Однако Вольский так до сих пор и продолжает брать власть, только уже в совершенно неизвестном месте. На самом деле отсутствие грамотных политических технологов в сегодняшней России - проблема не менее острая, чем отсутствие значительного числа грамотных менеджеров. До сих пор в политической жизни господствует, фактически, одна главная концепция: политическая партия - это лоббизм плюс набор популярных требований к властям и PR-атрибутов. Главной задачей любого политического объединения является получить не свой электорат, т.е., грубо говоря, - надуть избирателя. Именно поэтому главными героями политической жизни стали пиарщики и имиджмейкеры. А задача консолидации своего электората и превращения его реальных интересов в политические лозунги считается занятием глупым, маргинальным и неприбыльным. Т.е., натурально: жажда ничто, имидж - все.