Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Владимир Евгеньевич, я хотела бы спросить, в связи с чем были назначены выборы в Чеченской Республике?
В.Е.Чуров: Как вы знаете, в Чеченской Республике был проведен референдум, внесены изменения в Конституцию Чеченской Республики. Теперь в республике формируется однопалатное представительное собрание, которое будет избираться по пропорциональной системе.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Требуют ли выборы в Чеченской Республике повышенного внимания со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации?
В.Е.Чуров: Любые выборы в Российской Федерации требуют особого внимания со стороны ЦИК России, поэтому им будет оказано необходимое содействие. В Чеченской Республике положительно зарекомендовали себя избирательные комиссии. Вся необходимая методическая и организационная помощь будет оказана. Также я надеюсь, что мы вместе с вами поработаем, чтобы подготовка к выборам и сам день голосования освещались максимально широко в российских средствах массовой информации.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Будут ли в октябре проходить выборы в других субъектах Российской Федерации?
В.Е.Чуров: Выборы будут проходить в пяти субъектах Российской Федерации.
А.В.Карплюк (Интерфакс): На проходящем семинаре ОБСЕ в Вене были представлены с российской стороны не члены избирательной системы, а представители общественных организаций. Будет ли какое-то освещение того, что происходит в Вене со стороны ЦИК России?
В.Е.Чуров: Мы запланировали, что через неделю на очередном заседании ЦИК России будут заслушаны отчеты о поездке исполнительного директора Российского фонда свободных выборов А.С.Пржездомского и руководителя Российского центра обучения избирательным технологиями при ЦИК России А.В.Иванченко. Они возвращаются сегодня вечером. Возможно, будут продемонстрированы слайды.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Но эти же поездки, насколько я понимаю, организованы на общественном уровне?
В.Е.Чуров: Мы принимали непосредственное участие в подготовке документов для этого семинара.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Будет ли ЦИК России использовать другие возможности для лоббирования предложений по реформированию системы международных наблюдателей.
В.Е.Чуров: Я бы хотел отметить, что сам факт ранее состоявшихся семинаров по парламентской линии в Копенгагене, Москве, Санкт-Петербурге и нынешних консультаций на уровне известных специалистов в Вене - существенное продвижение вперед, т.е. признан тот факт, что система международного наблюдения в современном мире требует совершенствования, это важный элемент дальнейшего сотрудничества.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Как обстоят дела с Регламентом ЦИК России?
В.Е.Чуров: В настоящее время существуют два разных подхода к изменению Регламента ЦИК России. Первый подход - переписать его заново. Второй подход - сохранить основу ныне действующего Регламента, добавив в него те документы, которые были приняты за полтора года. Как профессионалы, постоянно работающие с ЦИК России, вы знаете, что были приняты некоторые документы регламентного характера, например, специальное разъяснение по поводу замещения освободившихся мест членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. А также следует добавить в Регламент те новые издания, которые мы стали выпускать на регулярной основе - нашу книгу о заявлениях после каждых выборов, книгу отзывов международных наблюдателей и другие регулярные издания. Лично я поддерживаю второй подход: сохранить ныне действующий Регламент, добавив в него все новые документы. Сейчас группа под руководством заместителя Председателя ЦИК России С.В.Вавилова и секретаря ЦИК России Н.Е.Конкина сводит все предложения воедино. Торопиться нам некуда, потому что и ныне действующий Регламент не препятствует ни моей работе, ни работе моих коллег, ни работе представителей СМИ.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Несет ли какой-то из предложенных вариантов революционные изменения?
В.Е.Чуров: Нет. Вы знаете, что мы сторонники стабильного прогресса. И та высокая степень открытости, которая сохраняется на протяжении многих лет в ЦИК России, будет продолжена.
Л.И.Московкин ("Московская правда"): Сейчас поступает много информации о предвыборной активности в США? Будут ли участвовать представители ЦИК России на предстоящих выборах в США в качестве наблюдателей?
В.Е.Чуров: Мы получили приглашения, готовимся. Но я еще раз подчеркну, что наш подход чисто профессиональный. Нас не интересует надзор за выборами. В каждом демократическом государстве своя демократия. Нас интересуют те элементы, которые мы могли бы использовать, и те негативные события, которых мы могли бы избежать на своих выборах. Это главная цель.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Насколько масштабной может быть делегация ЦИК России?
В.Е.Чуров: Я не думаю, что делегация будет очень большой. Я еще раз подчеркну, никто и никогда не доказал, что результат работы зависит от количества работников. Результат работы зависит от производительности труда. Это доказано развитием мировой цивилизации. Вот, например, очень интересная вещь, о которой мы говорим, - совместные подходы к мониторингу средств массовой информации. Здесь нужно выделить следующие аспекты: никто нигде и никогда не доказал, что результат, полученный на выборах, прямо пропорционален освещению в средствах массовой информации. Приведу пример из другой области. Все художественные кинофильмы имеют приблизительно одинаковую продолжительность - от 80 до 110 минут. Это современный формат фильмов. Однако рейтинги и кассовые сборы фильмов совершенно разные. Похожая ситуация обстоит и с освещением избирательных кампаний. Например, информация по мониторингу средств массовой информации США показала, что кандидат на должность президента от Демократической партии Б.Обама почти в три раза опережает по количеству минут телеэфира (если я не ошибаюсь, у него примерно 144 минуты) кандидата от Республиканской партии Дж. Маккейна, но это не значит, что разница полученных голосов избирателей будет такой же.
Л.И.Московкин ("Московская правда"): Владимир Евгеньевич, российские журналисты приблизительно знают, что происходит во время выборов в России, но нам сложно бывает освещать выборы в других странах.
В.Е.Чуров: Со своей стороны, мы постараемся в этот раз обеспечить представителей СМИ максимальной информацией, но в преломлении к тому опыту, который можно заимствовать. На что мы можем обратить внимание? Например, на опыт дистанционного голосования, использования сети интернет. Мы не хотим повторить чужие ошибки, на них лучше всего учиться. Поэтому мы должны учитывать опыт других стран. А также нам интересен вопрос формирования списков избирателей. Как вы знаете, сейчас в Америке существует серьезная проблема формирования списков избирателей и с правом избирателей попасть в список. У нас такое невозможно, все обладают равным правом, вносятся в списки обязательным порядком. А в США у избирателя есть право и возможность попасть в избирательный список, ограниченное в разных штатах разными условиями.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Кто будет возглавлять делегацию? Вы?
В.Е.Чуров: Посмотрим. Все будет зависеть от моей загруженности. Для каждого нормального руководителя работа на благо своей страны являются приоритетными.
Т.С.Иванова (ИТАР-ТАСС): Мы знаем, что в Государственной Думе вносятся предложения по поправкам к избирательному законодательству. Например, очень активно работает фракция КПРФ. Со своей стороны, что и когда Вы будете делать?
В.Е.Чуров: Завершается работа над обобщением правоприменительной практики. К осенней сессии мы представим свои материалы в Государственную Думу, Совет Федерации, в Правительство, Администрацию Президента и в другие органы, имеющие право законодательной инициативы.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Есть ли что-то радикальное в предлагаемых законопроектах?
В.Е.Чуров: Что касается законопроектов, то они поступают к нам на рецензию. Хочу отметить, что в ЦИК России никоим образом не учитывают происхождение документов (кто внес данный законопроект), предоставляемых для оценки. Партийное происхождение законопроекта не играет для нас никакой роли, мы оценивает позитивные моменты, содержащиеся в предложении, отмечаем недостатки и в случае необходимости вносим свои дополнения и предложения. Так мы работали над законопроектом, поступившим из Санкт-Петербурга. Мы гордимся, что в этом законопроекте есть и наш вклад. И я хочу отметить, что Государственная Дума не так часто принимает законопроекты, поступившие из субъектов Российской Федерации. Это касается единого дня голосования на выборах в местное самоуправление.
А.В.Карплюк (Интерфакс): Ваши предложения, которые Вы отправите в Государственную Думу осенью, максимально приближены к тексту закона?
В.Е.Чуров: Нет. Я еще раз подчеркиваю, что мы не пишем законопроекты. Мы работаем на уровне фактов. Это сборник коллизий, трудностей, которые возникали при реализации законов.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Владимир Евгеньевич, во время поездки на Селигер вы упомянули о возможности проведения голосования через Интернет.
В.Е.Чуров: Это будет эксперимент в рамках ныне действующего законодательства. Мы приглашаем всех специалистов, которые хотели бы принять участие в реализации этого эксперимента, приходить к нам и высказывать свои соображения. Мы объективно воспринимаем все плюсы и все минусы данного экспериментального проекта. Еще никто и нигде не доказал, что эта система работает. В том числе и в Эстонии. В некоторых публикациях промелькнуло высказывание, что якобы к голосованию по сети интернет в Эстонии не было никаких претензий. Была очень широкая дискуссия как до, так и после этого голосования. Так, проголосовало по сети Интернет, если я не ошибаюсь, от числа досрочно проголосовавших три процента. Мы должны понять, возможно ли обеспечить хотя бы элементарные правила сохранения тайны голосования, надежности результата. Мы сейчас детально обсуждаем эти и другие вопросы.
Т.Ю.Кособокова (РБК daily): Эксперимент будет проходить по досрочному голосованию?
В.Е.Чуров: Нет, эксперимент будет проходить на муниципальных выборах в отдельно взятом муниципальном образовании после его согласия. Выбор этот субъекта - довольна тяжелая задача.
Вопрос: Вы можете уточнить, как будет проходить процедура голосования?
В.Е.Чуров: Существует несколько вариантов проведения голосования. Мы их внимательно рассматриваем. Мы хотим их всесторонне обсудить с специалистами и экспертами, в том числе и с наиболее продвинутыми членами интернет-сообщества. Все обсуждения будут проходить гласно. И я еще раз хочу подчеркнуть, что голосование через сеть Интернет - это всего лишь эксперимент. Но если мы не хотим отстать от всего мира, то мы должны этот эксперимент провести.
Вопрос: Где будут голосовать избиратели по сети Интернет?
В.Е.Чуров: Рассматриваются разные варианты, в том числе и покрытие сетью Интернет выбранной местности. Как вы знаете, у нас не все регионы одинаково технологичны, и не все граждане обладают компьютерной грамотностью. Мы постараемся учесть все эти данные и подберем такой муниципалитет, где число пользователей сетью Интернет больше чем в среднем по стране.