Александр Никитин, генеральный директор ЭПЦ «Беллона»:
Прибытие первой партии ОЯТ с «Лепсе» говорит о том, что это тот результат, к которому мы стремились, начиная работать по этому проекту в 1995 году. Мы хотели провести работу таким образом, чтобы этот объект вывести в абсолютно безопасное состояние. Абсолютно безопасное состояние для этого объекта – это когда оттуда изъяты ядерные и радиоактивные материалы, а сам объект утилизирован (поскольку он не может дальше служить) и безопасно размещен.
Для региона в целом – не только для населения Мурманской области, но для всего международного региона, включающего Финляндию, Швецию, Норвегию, это означает, что мы убрали один из самых ядерноопасных объектов наследия. Это уникальный регион, потому что здесь находится большое количество проблемных ядерноопасных объектов. Речь идет и о «Лепсе», и об Андреевой Губе, и о затопленных объектах с ядерным топливом на борту. Убрав «Лепсе» из этого списка, мы повысили безопасность региона, создали условия для того, чтобы он был ядернобезопасным и чтобы не пострадали ни окружающая среда, ни люди.
Механизм реализации подобных проектов запущен и работает. Все проекты, связанные с ликвидацией ядерного и радиационного наследия, уже в работе. Это и Гремиха, и Андреева Губа, и Сайда, и Атомфлот, и более мелкие объекты. Все эти проекты должны быть доведены до конца. Нам приходится серьезно работать над тем, чтобы сохранить международное участие в этих проектах. Если остановить эти работы, то потом придется начинать все с начала и это будет стоить гораздо дороже. Сейчас самое главное – сохранить уникальных специалистов и оборудование, созданное под конкретные задачи, чтобы довести эти проекты до конца.
Напомним, 25 сентября первая партия отработавших топливных сборок с находившейся в аварийном состоянии плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе» была доставлена на базу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. В первой партии, упакованной в шесть транспортных контейнеров, находятся 111 топливных сборок. Они были доставлены на «Атомфлот» с судоремонтного завода «Нерпа» теплоходом «Серебрянка».
На СРЗ «Нерпа» начали выгружать топливо с «Лепсе» в мае этого года, около трех месяцев потребовалось для подготовки первой партии топливных сборок к транспортировке (подрезка верхней части и подрыв пеналов). Далее в течение трех недель пеналы были доставлены на пирс, упакованы в ТУК и погружены на теплоход «Серебрянка». Всего необходимо перевезти 639 топливных сборок, которые будут доставлены за шесть рейсов.
Перевозка топливных сборок — один из последних этапов утилизации ПТБ «Лепсе», которая началась в 2008 году. Работы ведутся за счет гранта Фонда поддержки Природоохранного партнерства «Северное измерение» (распорядитель Фонда — Европейский банк реконструкции и развития) в размере 53 млн евро. Полный вывоз ОЯТ с ПТБ «Лепсе» планируется завершить в 2020 году.