С одной стороны, общеизвестно, что Самарская область в течение ряда лет стабильно занимает одно из лидирующих мест в экономике страны. С другой стороны, по-прежнему простаивают предприятия "оборонки", в состоянии глубокой комы находится легкая промышленность. На этом фоне вполне понятен интерес к мнению тех профессионалов, ежедневный труд которых обеспечивает нашему региону регулярный рост объема промышленного производства. Одним из них является генеральный директор "Самаратрансгаза" Геннадий ЗВЯГИН.
Одной из острейших проблем, тормозящих развитие отечественной промышленности, является несовершенство действующего налогового законодательства и связанный с этим произвол чиновников. Не проходит и дня без сообщений об очередном конфликте между налоговиками и промышленниками. Сейчас у всех на устах конфронтация между одним из крупнейших предприятий нашей области - Волжским Автомобильным Заводом и Министерством по налогам и сборам (МНС). Считаю, что данный конфликт целиком и полностью лежит на совести Российского Министерства по налогам и сборам.
Давайте посмотрим, в чем суть претензий МНС к АвтоВАЗу. 21 апреля, как раз в тот день, когда в Тольятти праздновали 30-летний юбилей выпуска первой "копейки", глава МНС Александр Починок заявил о том, что в результате одной из проверок на предприятии обнаружены большие налоговые нарушения. Подробности, как всегда, не уточнялись, но вроде бы налоговики недосчитались 211 тысяч кузовов. Но, извините, это же полный абсурд! 211 тысяч кузовов - это почти 30 процентов годовой программы производства автомобилей. Спрятать или "потерять" такой объем продукции никаким злоумышленникам просто не под силу. Спору нет, система учета на ВАЗе далека от идеальной и без пояснений местных бухгалтеров там, что называется, "черт ногу сломит". Возможно, московская группа из Министерства по налогам и сборам, понадеявшись только на собственные силы, могла в чем-то не разобраться, что и привело к несостыковкам. Но если кто-то по своей экономической безграмотности берется утверждать, что руководство предприятия может пустить "налево" такой объем готовой продукции, то такие разговоры надо пресекать и пресекать немедленно. Речь идет о деловой репутации крупнейшего завода страны, одного из немногих, продолжающих успешно работать в нынешних экономических условиях, причем страдает не только ВАЗ, но и деловая репутация всего нашего региона.
В свое время возглавляемое мною предприятие "Самаратрансгаз" точно также пострадало от действий Самарской налоговой полиции. Многие специалисты по налоговому законодательству до сих пор считают тот памятный конфликт между промышленником Звягиным и местной налоговой полицией одним из наиболее ярких примеров нелепой борьбы между отечественным товаропроизводителем и фискальными органами.
Ведь что по сути случилось весной 1998 года? Федеральное правительство озаботилось поиском средств для погашения своих долгов перед бюджетниками и пенсионерами. Естественно, стали искать тех, кто виноват в том, что в бюджете нет денег. Ну, и посчитали, что виноваты самые мощные корпорации, которые занимаются топливно-энергетическими поставками. А дальше начался просто абсурд - налоговые органы начали описывать имущество и говорить о каком-то злом умысле. "Газпром" и, соответственно, "Самаратрансгаз" как его составляющая - это на сегодняшний день государственное промышленно-транспортное предприятие. Налоговая полиция - тоже люди государевы. И вот государевы люди собираются описывать государево имущество. Но ведь вся наша политика регулируется государством. Цены на газ устанавливает государство, собственность компании принадлежит государству. С этой точки зрения, подход налоговой полиции был абсолютно нелепым. Нам вменялось в вину то, что мы задолжали в бюджет некие штрафы и пени, наложенные опять же федеральными налоговыми службами. Эти штрафы и пени полностью перекрывали прибыль "Самаратрансгаза" на весь 1998 год. К тому же все деньги, которые поступали тогда на наш счет, сразу же шли на погашение этих самых долгов. Вот вам пример работы нашего налогового кодекса, что называется, из реальной жизни. Наш "Самаратрансгаз" по своим долгам рассчитался, но нет никакой гарантии, что завтра точно в такой же ситуации не окажется какое-нибудь другое промышленное предприятие Самарской области. И ведь речь идет о крупной, крепко стоящей на ногах компании со своим штатом квалифицированных юристов, способных своевременно и грамотно пресечь любые противоправные действия властей. А что говорить о представителях мелкого и среднего бизнеса? Их беззащитность перед прихотями власть предержащих просто ужасает.
Убежден, что для предотвращения подобных конфликтов впредь мы должны максимально упростить налоговую систему, сделать ее прозрачной и разумной, побуждающей предпринимателя не к уходу в теневой сектор, а к созидательной экономической деятельности. На всех уровнях должен быть осуществлен постепенный переход от конфискационной к стимулирующей системе налогообложения.
При разумном налогообложении и хозяйском подходе Самарская область в состоянии сама развивать свое промышленное производство. Знаю, что в администрации экс-губернатора считают иначе и делают основную ставку на различные иностранные займы, кредиты и транши. Но я принципиальный противник договоров по инвестициям в рамках отдельных регионов. Это должно быть прерогативой федерального центра. Есть несколько причин, по которым я придерживаюсь такой точки зрения.
Во-первых, кабальные иностранные кредиты прежде всего являются вопросом экономической безопасности государства. Сегодня одна область заняла деньги, завтра другая, где-то открыли оффшорную зону, и вот уже вся страна в долгах как в шелках. И все вроде бы по закону.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что иностранцы со своими инвестициями идут на наш рынок не ради оказания помощи попавшему в трудное положение родственнику, а во имя того, чтобы, пользуясь экономической слабостью нашей страны, вложить как можно меньше средств и получить как можно большую прибыль. Необходимо помнить, что это не благотворительность, а очень жесткий и прагматичный бизнес.
В-третьих, рано или поздно вложенные деньги придется возвращать. Притом, с большими процентами. Если прежний курс на бесконтрольное привлечение иностранных инвестиций будет продолжен, то уже очень скоро мы не сможем найти деньги на выплату пенсий и социальных пособий - все доходы области пойдут на оплату накопленных долгов. Судите сами: по итогам 1998 года каждый из жителей Самарской области должен иностранцам почти 2000 рублей. Это без учета процентов и только за один год. Вот уж, действительно, права народная мудрость: "Занимаешь чужие, а отдаешь свои".
Где же выход? Ведь инвестиции нужны российским предприятиям как воздух: износ оборудования в среднем превышает 50 процентов, в то время как на начало 2000 года объем инвестиций составил лишь пятую часть от уровня десятилетней давности, при этом все последние годы капитал активно бежит из страны. В прошлом году отток составил 20 млрд. долларов, и одному Титову известно, сколько из этих миллиардов приходится на Самарскую область.
Знаю, что нет более надежных и эффективных ресурсов, чем ресурсы собственной страны и своего народа. Глупо надеяться, что кто-то из-за океана приедет в Самару спасать нашу "оборонку". Рассчитывать надо прежде всего на собственные силы. Уверен, что товаропроизводство в Самарской губернии может и должно развиваться за счет местных инвестиций. За примером далеко ходить не надо - стоит вспомнить хотя бы группу химических предприятий, входящих в "Волгопромхим": новокуйбышевские нефтехимкомбинат и завод синтезспирта, тольяттинский завод синтезкаучука. В свое время в силу разных причин эти предприятия, исторически и технологически составляющие единый комплекс, оказались разобщены. Объединить их на протяжении нескольких лет пыталась московская финансово-промышленная группа "Максим", но ей не хватало сырьевой составляющей и грамотного менеджмента. Но вот на смену "Максиму" пришли местные акционеры, которые провели реструктуризацию и кадровое укрепление. Результатом этих действий стало то, что когда-то "безнадежные" предприятия стали работать значительно эффективнее, рассчитались с долгами, стали вовремя выплачивать зарплату рабочим.
Не так давно В.В.Путин отметил, что Россия вот уже полгода как не взяла ни одного иностранного кредита и ничего страшного не случилось. Считаю это хорошим признаком. Значит и "наверху" теперь есть понимание той позиции, которую я и мои коллеги выстрадали за годы работы в российской промышленности. Возрождение самарского товарного производства начнется только тогда, когда у руля нашей экономики встанут опытные и компетентные управленцы, радеющие не за доходы заморского хозяина, а за благополучие своей губернии.
Серьезную опасность для будущего самарской промышленности вижу и в слабо проработанной процедуре банкротства. Ведь сейчас довольно часто приходится наблюдать парадоксальную ситуацию: против крепких и устойчивых заводов инициируется процедура банкротства, в то время как безнадежные и нежизнеспособные, но близкие региональным администрациям предприятия избегают этой участи. Не хотелось бы сейчас приводить пример "Авиакора" - ситуация там слишком сложна и запутанна, но забастовки, постоянно сотрясающие это образцово-показательное предприятие нашей администрации, говорят о том, что и там не все в порядке.
Рынок есть рынок. А это значит, что рано или поздно предприятиям губернии придется отказаться от порочной практики бартера и различных видов взаимозачетов. Но комплекс мер по их искоренению необходим области уже сегодня. Как руководитель большого промышленно-транспортного предприятия, я прекрасно понимаю необходимость перевода области на нормальную денежную форму расчетов. Нельзя более допускать ситуацию, когда весомая часть оборота предприятий уходит из реального сектора в карманы всякого рода посредников.
Часто приходится отвечать на вопросы по поводу основной беды самарской промышленности - невостребованности нашего военно-промышленного комплекса. У меня за плечами большой жизненный опыт, всякое приходилось видеть, многое пришлось пережить, но, честно говоря, сердце обливается кровью всякий раз, когда я вижу, как главное богатство нашей "оборонки" - ее рабочие и инженеры - вынуждены обивать пороги биржи труда в поисках любой, пускай даже самой грязной, работы. Считаю это и своим унижением тоже. Знаю, что квалифицированные рабочие Самарской губернии, наши замечательные специалисты достойны лучшей участи. Давно пора "конвертировать" этот уникальный людской и производственный потенциал для выпуска гражданской продукции. Но видимо, такого желания нет у нынешних областных властей.
В марте 1998 года я пытался повлиять на ситуацию, сложившуюся на заводе им. Масленникова, но встретил неожиданно жесткий отпор со стороны бывшего губернатора.
Напомню, что именно весной 1998 года терпению работников ПО ЗИМ пришел конец: бюджетные долги не возвращались, мизерная зарплата не выплачивалась, а областные власти демонстрировали полное равнодушие к их проблемам. Заводчане решились на забастовку. Как председатель Комитета по промышленности и избранный народом депутат, да и просто как человек, я не мог просто так стоять и смотреть на голодающих рабочих со стороны. Поэтому совместно с руководством завода я подготовил письмо, в котором попросил тогдашнего премьера Виктора Степановича Черномырдина выделить 10 миллионов рублей на зарплату рабочим и перенести сроки рассмотрения вопроса о собственности ЗИМа на II квартал 1998 года. Вдобавок "Самаратрансгаз" готов был предоставить заводчанам спасительный для них заказ на изготовление необходимых "Газпрому" газовых счетчиков. Все это вызвало крайне негативную реакцию со стороны экс-губернатора. Причины не разъяснялись. Конечно, можно считать это простым совпадением, но спустя неделю после моего разговора с рабочими я получил приглашение посетить налоговую полицию. И завертелась та абсурдная история со штрафами и пенями, о которой я уже рассказывал в начале этой статьи. Самарские власти в очередной раз продемонстрировали, что превыше интересов производства, превыше людей и даже превыше закона они ставят свои амбиции и политическую целесообразность.
О проблемах и бедах нашей промышленности можно говорить еще очень долго. Самарская область пока еще только на пути к цивилизованному рынку, обеспечивающему устойчивый рост производства и потребления. Но я уверен, что рыночные отношения уже стали реальностью. Большинство управляющих предприятиями уже осознали ответственность за судьбу своего дела, поняли необходимость осмысленной, достаточно жесткой финансовой политики. Я знаю, что наступает время созидателей, а не временщиков. Я верю в сильную и процветающую Самарскую губернию!
* Справка
В отличие от многих нынешних теоретиков, Геннадий Звягин строил свою карьеру не в тепле кабинетов, а в экстремальных условиях российского Севера. Он по праву гордится тем, что прошел "все вехи рабоче-крестьянской биографии". Трудовую деятельность начал в семнадцать лет простым слесарем-авторемонтником в ПО "Коминефть", был техником, прорабом СМУ. В 32 года стал заместителем генерального директора пятидесятитысячного коллектива ПО "Севергазпром". В 1991 году возглавил предприятие "Самаратрансгаз". Хозяйственник с громадным опытом работы, он быстро обрел большой вес в деловых кругах области, стал одним из известнейших промышленников, к слову которого прислушиваются очень многие.
С 1994 года Геннадий Звягин депутат губернской Думы, в 1996 году он становится председателем Комитета по промышленности, строительству, транспорту и связи. На этом посту он всегда отстаивал интересы отечественного производителя, следил за тем, чтобы решения, которые принимаются губернской Думой, максимально учитывали потребности реального сектора нашей экономики. Но законодательная и исполнительная власти - не одно и то же. Дума может принимать десятки нужных и правильных законов, но это совсем не означает, что губернатор будет им неукоснительно следовать. Именно поэтому не все из задуманного удалось осуществить. Геннадий Звягин уверен, что нам всем еще только предстоит осознать всю сложность задач, стоящих перед предприятиями нашей области.Давайте прислушаемся к его мнению.