Завершилась первая пастырская поездка Патриарха Кирилла по городам и весям православной Украины, исторически входящей в состав канонической территории Московского Патриархата.
Предстоятель Церкви побывал в центральных, южных, восточных и западных областях страны, посетил дюжину больших и малых городов, совершил богослужения во всех трех прославленных лаврах – Киево-Печерской, Святогорской и Почаевской. И повсюду навстречу своему Первосвятителю выходили десятки тысяч православных, держа в руках плакаты «Кирилл – наш Патриарх». Естественно, находились и протестующие. Например, в Почаевской лавре таковых на более чем 40 тысяч встречающих было обнаружено менее 4 десятков.
В страну, продолжительное время страдающую от многочисленных разделений: политических, идеологических, региональных, церковных, национальных, - Патриарх Кирилл прибыл как вестник христианского миролюбия, единства и братства. И потому его проповедь оказалась столь насущной и нашла отклик в столь многих сердцах. По меньшей мере дважды она завершалась дружными аплодисментами многотысячных площадей, что, конечно, противоречит православной традиции, но зато яснее ясного говорит о состоянии народной души, о ее глубинных потребностях и ожиданиях. «Я и впредь буду молиться и работать ради того, чтобы Церковь сохранила целостность, чтобы примирились противники, чтобы Украина всегда была страной, дружественной, близкой и родной России», - заявил Патриарх по возвращении в Москву.
До своего приезда и в ходе поездки Святейший неоднократно подчеркивал: его цели далеки от политических задач, ибо его заветное желание как пастыря состоит в том, чтобы поклониться древним православным святыням на этой земле, помолиться перед ними вместе со своими украинскими единоверцами, услышать голоса людей и увидеть их лица.
При этом Патриарх Кирилл не скрывал своих убеждений и не уклонялся от обращенных к нему вызовов. Так, после возложения совместно с Президентом В.А.Ющенко венка к памятнику жертвам голодомора в Киеве Святейший в своем выступлении вошел в прямое и сознательное противоречие с местным идеологическим мифом о якобы злонамеренном геноциде исключительно украинцев во время массового голода, поразившего Советскую Россию в 30-е годы. В выступлении Патриарха звучала скорбь об общей исторической участи народов, входивших тогда в состав СССР, а в подтверждение своих слов Святейший свидетельствовал о реальной трагедии его собственного семейства, пережитой в Поволжье.
В другой раз, отвечая на нетерпеливый вопрос В.А.Ющенко о том, когда же Украина обретет наконец свою национальную Церковь, он твердо указал: «Такая Церковь, ныне ведомая Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром, у украинских православных уже есть. И существует она больше тысячи лет. А Патриарх Московский и всея Руси является ее главой как преемник и древних Киевских митрополитов, и митрополитов и Патриархов Московских, которые во всех исторических обстоятельствах хранили единство Церкви и веру народа».
Иными словами, борьба за единство исторической Руси, Православной Церкви и ее верных чад, какой бы национальности они ни были, есть его пастырский долг перед Богом и людьми. Ибо он не Патриарх «всея Российской Федерации», но Патриарх всея Руси. «Сегодня архиереев Российской Федерации меньше, чем всех остальных, вместе взятых, - 49 процентов против 51 процента. И ваши заботы, ваша жизнь и проблемы меня касаются не меньше, чем проблемы, которые существуют в Российской Федерации», - заявил Святейший Кирилл в одном из выступлений перед жителями Украины.
Однако Патриарх, вопреки предсказаниям местных политологов, вовсе не собирался вступать в какие бы то ни было контакты с раскольниками, или стремиться в канун президентских выборов оказывать влияние на политическую ситуацию в стране, или искать компромиссов с действующей властью, или зондировать почву в стане оппозиции.
Он поступил иначе, сделав то, чего никто не ожидал и не мог предвидеть: поверх государственных границ, через головы министров и депутатов, оставив в стороне экономические распри и политические свары, забыв о разделяющих нас старых предубеждениях и новых обидах, Патриарх напрямую обратился к народу сопредельной страны. То, чего не могут позволить себе даже самые могущественные на земле государственные мужи, облеченные высшими полномочиями, просто и естественно, «как власть имеющий», совершил духовный лидер миллионов украинских верующих. И его послание ко всем верующим во Христа было призывом принять в свои души слова, которые две тысячи лет назад прозвучали из уст Спасителя, сказавшего: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35).
Зерна, посеянные в эти десять дней летней Патриаршей страды на Украине, дадут всходы не тотчас же, но в будущем непременно прорастут и дадут всходы, которые затем принесут добрые плоды. Поэтому попадут впросак те, кто по привычке судят об успехе или неуспехе высоких визитов по числу и важности подписанных документов. Таких в этот раз попросту не было.
Но были долгожданные слова, идущие от сердца к сердцу. Было неустанное напоминание братскому народу о его исконной принадлежности к великой восточнославянской православной цивилизации. Были мысли вслух о том, что понятие «святая Русь», исторически обнимающее собою украинский, русский и белорусский народы, есть не архаичный миф, не фигура речи и не ностальгическое воспоминание о прекрасном будущем, но непреложная духовная реальность наших дней. Было, наконец, честное признание того факта, что раскол на Украине в минувшие годы «есть в том числе и реакция на неправильную церковную политику Москвы, но политику не злонамеренную, а являющуюся порождением инерции жизни в едином государстве».
Комментируя итоги поездки Патриарха Кирилла, председатель Госкомнацрелигии Украины Юрий Решетников, являющийся, к слову, баптистским пастором, сделал несколько весьма объективных и самокритичных замечаний, которые прежде были бы немыслимы в устах высокого украинского чиновника: «Визит отчетливо показал наличие в Украине довольно существенного количества людей, находящихся в духовном единении с патриархом Московским, о чем еще вчера было, скажем так, не принято говорить… При всем этом важно следующее: государство, заинтересованное в своей стабильности, очевидно не может игнорировать указанных своих граждан, а тем более пренебрегать ими и их религиозным выбором». И далее: «Визит и события вокруг него показали, что, по крайней мере на сегодня, Православие в Украине не только не является единым, но и едва ли станет таковым в кратковременной перспективе… Достичь такого единства административным путем едва ли удастся. Это только Сталину удалось…»
Представляется, что весьма близки к истине и те комментаторы, которые видят в нынешнем Патриаршем визите событие, способное самым положительным образом повлиять на весь ход российско-украинских отношений. Тем более что подобные поездки Патриарха на Украину отныне будут носить регулярный характер.
Во время встречи с духовенством в Почаеве Святейший даже выразил желание иметь наряду с российским также и украинский паспорт. И, несмотря на, что, как выяснилось позже, двойное гражданство противоречит украинскому законодательству, этот беспрецедентный жест был поистине достоин исторической личности. Зато ничто не помешает осуществлению другой идеи: к российскому триколору, стоящему рядом с местом Патриарха в Тронном зале его резиденции в Даниловом монастыре, теперь добавится украинский флаг, а также флаги той полусотни государств, в которых существуют сегодня приходы и епархии Русской Церкви. Это будет не только констатация наличной церковно-политической ситуации, но и недвусмысленное указание на вселенское измерение современного Русского Православия.
В ходе пастырской поездки на Украину произошло и еще нечто, что многие почувствовали, но пока никто не выразил: в пространстве исторической Святой Руси на авансцену вышел лидер, личностный масштаб которого позволит ему оказывать серьезное влияние на жизнь православных народов, их взаимоотношения друг с другом и с миром.